Психолог, ученый-физиолог, профессор, академик. Руководитель Института возрастной физиологии. Эксперт в области физиологии развития ребенка. Награждена Премией Президента РФ за достижения в сфере образования. Автор книги "Трудности обучения в начальной школе. Марьяна Безруких".
День рождения: 13 августа 1945 (79 лет)
Рейтинг3
Голосов2
Отзывы0
После окончания Туркменского педагогического университета начинает работать в Университете возрастной физиологии и физического воспитания. Свои диссертации (кандидатскую и докторскую) Марьяна защищала по теме "Физиология человека и животных". С 1996 возглавляет Институт возрастной физиологии РАО, а уже к 2004 стала действительным академиком РАО. За свою жизнь издала порядка 350 научных трудов.
Ответственный момент для любого родителя — поступление его чада в школу. Здесь начинается новая жизнь, у ребёнка появляется новое окружение, обязанности и т.д. Отсюда вытекает несколько важных моментов по мнению Марьяны, которые стоит учесть родителям перед тем, как отправлять детей грызть гранит науки.
Психолог считает, что прежде всего нужно правильно выбрать школу. И расположение здесь не должно играть определяющую роль. Конечно, чем ближе она будет находится к дому, тем больше времени у ребёнка будет оставаться на игры и отдых. Но намного важнее то, какая учебная программа будет у детей, какой распорядок дня, питание, длительность обучения, общая нагрузка. И все это нужно проанализировать с учетом особенностей ребёнка, уровня его развития, здоровья и характера. Кто-то очень эмоциональный, кто-то — спокойный. Следуя таким принципам, следует выбирать не только учебное заведение, но и куратора класса.
Если малыш по своему темпераменту медлительный — лучше отдать его спокойному педагогу с неторопливой речью. Потому что за активным классным руководителем он будет не успевать, а значит — пропускать часть информации. Проблемы начнутся с самого начала учёбы.
Или другой пример. У ребёнка были проблемы с речью, занимался вместе с логопедом. Ему могли поставить нужный "звук", но с фонетико-фонематическим восприятием проблемы могут остаться. В обычной речи малыша родители его не заметят, но специалист знает все детали. Поэтому перед тем, как отдать чадо в языковую школу, стоит сначала убедиться, что у него правильно сформирована родная речь.
Главным советом для родителей Марьяна Безруких считает следующий: "Не торопитесь отдавать детей в школу. Учёба — сложный труд, как интеллектуально, так и эмоционально. А чем старше ребёнок, тем проще ему будет это даваться".
Папам и мамам не помешает следить за режимом дня своих детей. У них должен быть, как минимум, 10-часовой сон, пару часов активного отдыха на свежем воздухе, здоровое питания и минимальное количество стресса (лучше вообще без него). Ещё один важный момент — общение с другими детьми и взрослыми до школы. Такой опыт должен быть регулярным хотя бы за год до школы. Если в разговоре с чужими взрослыми или сверстниками малыш замыкается, стесняется и чувствует неловкость — следует научить его быть открытым и общительным. Иначе это все выльётся в то, что в будущем он станет изгоем класса.
Автора часто спрашивают, помогут ли детям подготовительные группы, куда обычно отдают детей до школы? На это Марьяна отвечает: "Это полезно только в том случае, если детишкам интересно там находится. Если там организовывают гонки через препятствия и требуют красивого правописания, то вреда от таких курсов больше, чем практической пользы. На подобных мероприятиях дети должны играть, учиться общаться между собой, развивать речь".
Без сложностей для ребёнка первый класс не обходится. Все неудобства для него проявляются уже в период адаптации: новая социальная среда, вид деятельности (учеба), требования, обязанности учащегося и т.д. Быстрее всего адаптация проходит у детей с умеренной активностью. У «суперактивных» есть проблема с концентрацией внимания на длительное время, а у медлительных — с поспеванием за "темпом жизни" в школе.
Специально для тех взрослых, кому небезразличны чувства собственных детей, психолог говорит: "Понять, что малышу нравится в школе, очень просто. У него получается выполнять все задания без особого напряжения, приподнятое настроение, а также он рассказывает о своих успехах и новых познаниях. Если у ребёнка резко изменилось поведение, он закрылся, стал задумчивым, пропал аппетит, сон стал тревожным, появилась усталость или частые боли в животе — нужно выяснить причины напряжения и волнения. Как это сделать? Ни в коем случае не требовать от него, а только создать атмосферу, в которой ему самому захочется поделиться".
Ещё один полезный приём в копилку родителей — всегда быть на стороне своего чада, а не ругать его по поводу и без. Если он отказывается идти в школу или просит его не отвозить туда — нужно искать предпосылки вместе с ним. Тогда ребёнок будет уверен, что мама с папой на его стороне, а значит рассказывать им о своих обидах и боли можно.
Автор просит взрослых не делать из оценок культ. Опыт многих школ показывает, что успеваемость в младшей школе может существенно отличаться от средней или старшей. Причем, как в лучшую, так и худшую сторону. Поэтому намного важнее, чтобы у ребёнка была мотивация учиться, а не гнаться за оценками.
Касательно предрасположенностей ребёнка Безруких говорит, что большая их часть формируется до 12 лет. А потому желательно давать ему возможность пробовать себя в разных занятиях, чтобы отыскать собственную природу. Если сына или дочь обижают в школе, родители обязательно должны вмешаться и вместе с родителями обидчика и учителями решать вопрос. Общаться с "хулиганами" лично не надо.
Часто родители хотят для поддержания мотивации к учёбе у детей обещать подарки. Но это приведёт лишь к тому, что ребёнок станет получать оценки хитростью. Чтобы у школьника или школьницы была мотивация учиться, нужно 2 фактора: интерес и успех. Пусть у малыша будут все условия для того, чтобы справляться с задачами, радоваться этим победам. Тогда никаких проблем возникать не будет.
Этот курс для вас, если:
Рейтинг3
Голосов2
Всего просмотров4 406