Время чтения 8 минут
Тайм-менеджмент руководителя - зачем он нужен, как может помочь в выполнении ежедневных рабочих обязанностей? Чем выше у человека должность, тем больше круг обязанностей - контроль над подчинёнными, общение с заказчиками, проверки налоговой, написание отчётности. Предприниматели, руководители часто работают сверхурочно, постоянно ощущают нехватку времени.
Как найти дополнительное время и научиться всё успевать? Именно этому вопросу посвящена данная статья, сейчас появилась отдельная наука - тайм-менеджмент, основанная на психологии, экономике, социологии, кадровой работе. Разработаны принципы, ставшие классическими и появляются новые авторы, предлагающие свои методики. Рассмотрим основные рекомендации.
<<Оглавление>>
Тайм-менеджмент руководителя предполагает следующие шаги:
Рассмотрим подробнее данные шаги и будем приближаться к эффективной деятельности, контролю над своей жизнью, ведь это не только работа, есть ещё и семья, интересы, друзья. А от правильной организации рабочего процесса зависит наличие времени для других сфер жизни.
Мотивация необходима человеку для выполнения любой работы. Отсутствие смысла, интереса, наличие страха ведёт к затягиванию выполнения задач. В тайм-менеджменте рекомендуют начинать рабочий день с самого неприятного действия. Важно побудить себя сделать звонок, написать письмо или отчёт, который необходим, но нет желания делать. Как стимулировать себя к действию?
Самое важное в работе - начать действовать, сделать первый шаг. В этом поможет настрой на работу. Побуждением к действию служат "якоря". У каждого человека есть свой ритуал - утренний кофе за рабочим столом, сигарета перед началом работы, прослушивание воодушевляющей музыки по дороге, написание плана работы в ежедневнике.
Создание якорей очень индивидуально, может быть связано со школьными, студенческими годами, когда нужно было настроиться на учёбу. Они вызывают особое эмоциональное состояние, готовность к бою - активизацию внутренних резервов, концентрацию внимания.
Большинство задач можно решить за пару минут, нужно лишь поставить задачу, продумать варианты решения, выбрать наиболее подходящий и воплотить в жизнь. Если задание объёмное, рекомендуют разделить его на части, пункты и постепенно выполнять - от простого к сложному.
Мотивировать можно себя и методом поощрения или наказания, как в детстве, пообещав себе приобрести что-то по дороге домой, если справится быстро со всеми задачами, устроить встречу с друзьями в конце недели. Это в отношении мелких сложных вопросов. Конечно, главный стимул - построение карьеры, увеличение доходов, повышение статуса.
Нужно чётко понимать, зачем нужно выполнить эту задачу, какой результат получите, сделать и забыть, спокойно переключиться на другие вопросы.
Мотивации добавляют и сроки выполнения задачи, необходимо всегда ограничивать себя во времени для стимуляции к действиям, чётко ставить задачи.
Тайм-менеджмент руководителя невозможен без постановки целей. Цели - взгляд в будущее, желаемый результат, они определяют причину действий, зачем человек занимается определённой работой. Цели помогают расставить ориентиры, точки стремления, притяжения усилий.
Необходимо научиться ставить правильные цели. Давайте сравним ответы разных менеджеров по своим функциональным обязанностям:
Как видим, при тех же обязанностях менеджеры ставят разные цели, получая различные результаты. Второй вариант предполагает более продуктивный подход к работе. Цели могут быть стратегические - цели работы организации, перспективные задачи и тактические - существующие в конкретный момент времени.
Каждый руководитель, менеджер разрабатывает свои цели, доносит информацию подчинённым, от правильности определения целей зависит работа организации в целом. Очень важно находить время для определения основных целей, ведущих к процветанию и успеху, а также способов достижения "звёзд". Знание целей и стремление к ним позволяет концентрировать все усилия, энергию на важных задачах, избегая растрачивания сил впустую.
Постановка целей производится по схеме: Желания - возможности - цель.
Часто желания превышают возможности, обстоятельства не позволяют сразу получить результат, необходимо соразмерять, учитывать внешние и внутренние преграды, преодолевая их, искать компромиссное решение.
Важный момент - цели должны быть конкретными, иметь объёмные и временные показатели.
После постановки целей переходим к планированию, как проложить дорогу от существующего положения к желаемому? План - это система действий, ведущая нас к цели, в бизнесе - получение прибыли, успешность и известность организации.
Планирование может быть в различных сферах - развитие организации, сбыта, личные достижения. Если у человека есть стремление к личному развитию, создан план профессионального роста, построения карьеры, то существует и мотивация к действиям. Планирование призвано помочь экономить время, правильно его использовать.
Есть два критерия планирования:
Планирование включает подготовку к воплощению желаемых достижений и правильное распределение временных рамок.
Каждый человек должен планировать свою жизнь, иначе она будет идти по течению без возникновения изменений к лучшему. Руководителю необходимо планировать своё личное время, способы достижения целей, ставить плановые показатели и критерии достижений для сотрудников.
Нужно научиться составлять долгосрочный план - от 5-ти лет, на год и на ближайший месяц. Интересно, что в советское время часто использовали термин "пятилетка", почему именно этот период? Потому как 5 лет удобный срок для планирования на средние сроки, показывает наглядный результат в сравнительном анализе.
Имея долгосрочные планы, можно разложить задачи на более мелкие сроки, стремясь к окончательному результату. Сейчас в организациях часто сотрудникам ставят задачи по кварталам и месяцам, что называется тактическим планированием.
Тайм-менеджмент руководителя в минимальном рассмотрении - планирование рабочего дня. Естественно количество задач растёт пропорционально организации и на решении всех задач нужно много времени.
Для упрощения решения текущих вопросов предлагаются следующие рекомендации:
Он включает такую последовательность действий:
При написании плана рекомендуют использовать аббревиатуры, что позволит систематизировать работы, разделить по блокам. Можно написать: В - визиты, Д - делегирование, К - контроль, П - в процессе, ПК - поездки и командировки, Т- телефон, Ч - чтение, обучение.
Напротив каждого пункта пишется задача (результат), проставляется время выполнения для конкретизации задания, избежания лишних потерь времени.
Резерв времени предполагает, что при 10 - часовом рабочем дне планируется работ на 6 часов, при 8 часовом - на 5 часов, остальные необходимо распределить или перенести. Всегда возникают непредвиденные встречи, общения, помехи, использовать свой день на 100% по плану ещё никому не удавалось.
Четвёртый пункт поможет скорректировать план, чтобы выйти на нужный уровень по затратам времени - ставим приоритеты, распределяем работу. Завершение дня - контроль выполнения заданий подчинёнными и своей работы, составление плана на следующий день, перенос заданий, которые не состоялись по определённым причинам,не успели полностью выполнить.
Тематика: Для руководителя, Управление персоналом, Управление проектами, Личная эффективность, Тайм-менеджмент, Цели и желания, Лидерство