Время чтения 7 минут
В этой статье речь пойдет о том, каким должен быть педагог, насколько важно саморазвитие личности педагога в современном мире, способы, которыми можно достичь личностного роста и развитие творческого подхода к работе учителя.
<<Оглавление>>
Образование - важный фактор, определяющий развитие современного общества. С его помощью личность развивается, как индивидуальность с неповторимым своеобразием в познании мира.
Профессиональной деятельности раскрывается личность педагога, его мастерство. Именно в студенческие годы будущий педагог получает первый опыт. Подготовленность к жизни молодого поколения, его возможности к саморазвитию зависят от уровня профессионализма педагога, его развития в профессиональной сфере.
Современный педагог обязан быть открыт ко всему новому, идти в ногу со временем, понимать особенности развития детей, их психологию. Знать свой предмет не достаточно, нужно быть всесторонне развитым.
Внешние и внутренние условия воздействуют на профессиональное саморазвитие учителя:
Саморазвитие - способ реагирования на внешнюю среду через осознанный процесс, направленный на изменение в личностной сфере (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной),
В. А. Сластенин выделяет в саморазвитии личности будущего педагога несколько критериев:
Механизмы, помогающие в саморазвитии педагога:
Таким образом, образование - самосовершенствования самого себя, непрерывный процесс саморазвития и самопознания.
Самопознание — это процесс познания своих отношений с другими людьми, себя самого и черт характера, интеллектуальных особенностей, своих потенциальных и актуальных свойств. Самопознание требует анализа своего образа жизни, оценивания качества средств к самопознанию. Требования жизни и собственное несовершенство толкают на работу над собой, сглаживание противоречий между ними через преодоление себя, социальную активность. Но самосовершенствование не может постоянно проявляться через недовольство собой. Человек должен уметь смотреть на себя с позитивной стороны, понимать, что он уникален, несхожий на других, имеющий собственное достоинство.
Для самопознания необходимо:
Программа личностного саморазвития педагога – важный инструмент на пути к саморазвитию в педагогике.
Основные направления реализации программы:
Содействие самопознания и саморазвития проявляется в таких формах как:
Педагог сможет достичь успешного становления себя, как личности, за условия, что примет себя самого таким какой есть, примет свое место в профессии и положительной оценит свои способности.
Образованность и квалифицированная компетентность педагога — это умения применять свой опыт в различных ситуациях, умение применять основы профессиональных знаний, ориентирование в большом потоке научной информации, анализ новых педагогических схем обучения и программ. В работе педагога привычная ситуация, когда нужно уметь моментально анализировать, предусмотреть, творчески подойти к решению ситуации. Поэтому, особенно актуальной является разработка вопросов для формирования активной личности в творческом направлении как в рамках среднего, так и высшего образования
Для формирования творческого потенциала будущего специалиста нужно:
Мы говорим о педагоге-исследователе. Это учителя, обладающие талантом и высоким уровнем педагогического мастерства. Такие педагоги имеют собственную оригинальную педагогическую концепцию. Она разработана с учетом новизны и практической значимости. Быстро привлекает определенный круг учителей-коллег, занимающихся экспериментально-исследовательской работой. Тем самым развивая педагогические идеи.
Благодаря собственной системе учебно-воспитательной работе их ученики стают успешными: поступают в престижные заведения, становятся победителями всяческих конкурсов областного, государственного уровня. Учитель-исследователь имеет ярко выраженные склонности и способности в творческой деятельности. Он способен решить педагогические проблемы с помощью методологической культуры, активной позиции и умением видеть между строк. Что касается учебно-воспитательной работы, то здесь ярко прослеживается творческий подход: поиск новых решений и возможностей, чтобы повысить качество и эффективность педагогического труда. Такое решение становиться незаменимым в развитии личностных качеств подопечных.
Благодаря постоянной работе и творческим поискам, учитель-исследователь работает увлеченно, что непременно передается его ученикам. Такой человек обязательно имеет различные научные публикации, привлекающие внимание коллег. Педагогическая импровизация – важнейший элемент в педагогическом творчестве и его саморазвитие.
С одной стороны, педагогическая импровизация - фрагмент педагогической деятельности, в которой учитель осуществляет творческое преображение педагогических знаний, умений при решении педагогической задачи.
Исследования показали, творческое саморазвитие педагога – это сложная, многоуровневая работа. Творческое саморазвитие педагога — это системообразующиеся компоненты: творческая самореализация и самоопределение, самоуправление, самосовершенствование.
Проанализировав компонентный состав культуры творческого самосовершенствования индивида педагога можно сказать, реализация потенциала определяется:
Реализуя творческий потенциал, педагог испытывает некоторые трудности. Это происходит в связи с тем, что не хватает методологической культуры, исследовательских навыков и способностей. Такая ситуация провоцирует профессиональное разочарование, эмоциональное выгорание через неоправдание своих ожиданий.
Таким образом, именно на этапе подготовки в педагогическом колледже (вузе) должны учить к профессионально-педагогической функционированию творческой самореализации. Развитие творчества требует осознания собственных возможностей и потенциала и только потом применения «Я – концепции». Важной составляющей саморазвития есть – сравнение. Педагог, чтобы стимулировать действия к определению ценностных ориентаций, профессиональному мастерству, развитию творческих способностей, должен проанализировать свое прошлое и будущее. Это нужно, чтобы стать креативным, современным, начать творить и развиваться. «Я-концепция» в творческом саморазвитии тесно связана с умением объективно оценивать свои способности и личностные качества, верой в собственные силы.
Реализуя творческий потенциал, можно ответить (или постепенно отвечать) на такие вопросы:
Чем чаще мы будем задумываться о своей деятельности в направлении саморазвития, тем больше вероятность, что вы не разочаруетесь в своем выборе в плане профессии.
Чтобы сделать существенной свою жизнь и реализовать потенциал специалиста нужно:
Освоив жизнедеятельность в творческом амплуа, нужно пробовать переносить полученные навыки и умения на профессиональную деятельность.
Саморазвитие в сфере педагогики – это большая наука, своеобразное искусство. Чтобы воспитать достойное новое поколение, педагогу самому нужно стать человеком, который способен быть вдохновением и примером для подражания.