Время чтения 12 минут
Развитие умственных способностей детей - это важная и актуальная тема для родителей. Каждый желает, чтобы ребёнок рос умным, талантливым, был в чём-то лучше, нашёл в будущем реализацию для своих знаний. Для получения наилучших результатов и успешного развития умственных способностей стоит начинать занятия пораньше, не рассчитывая - в школе всему научат, основу сейчас закладывают родители. Какие методики и программы применять, что наиболее эффективно подходит для раннего развития?
<<Оглавление>>
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста - это особый вопрос, психологи уделяют большое внимание способам и методикам развития детей. Большой вклад в изучение данного вопроса сделал Венгер Л.А , он проводил исследования проблематики детского восприятия, развития способностей к познанию, диагностировал уровень развития умственных способностей. Венгер развитие умственных способностей детей рассматривал с точки зрения развития способностей к восприятию, сенсорику.
Они легли в основу программы "Развитие", которую и сейчас применяют в детских садах. Он доказал, что любой малыш может быть способным, что все люди имеют равные возможности, даже девочка, привезённая из далёкого племени, стала в будущем учёным-этнографом. А ещё предрекал - в будущем люди будут больше заниматься творческой и научной работой, а машины - расчетами и рутиной.
Биологи и антропологи в исследованиях заметили, что строение человека изменилось незначительно за последние несколько тысяч лет. Значит, умственное развитие связано больше с окружающей средой, воспитанием и накопленным историческим опытом.
Большое внимание уделяется и методике Никитиных, это педагоги, которые личным примером продемонстрировали возможность вырастить одарённых детей - их дети значительно опережали сверстников по уровню и позволяли себе учиться не подряд, а перескакивая через классы, в ускоренном режиме. Что же особенного в их системе воспитания и обучения, как происходит развитие умственных способностей детей?
Эти игры отличаются возможностями для применения творческого подхода, многофункциональностью. В основе - переход от более простого задания к сложному, хорошо проводить совместные игры с другими детьми, взрослыми. Важно научиться достигать нужной цели путём проб и ошибок, развивать целеустремлённость.
Обычно игры включают наборы из фигур - кубиков, кирпичиков, специального конструктора.
Задания располагаются в виде схемы или рисунка, а значит, способствуют восприятию информации различным образом, учат соотносить образ и предмет. Сложность игры развивается, и задания растут вместе с ребёнком, начинать можно с трёх лет и продолжать и в школьном возрасте, часть задач будут и взрослому непростыми для выполнения.
Методика Никитиных - комплексная программа развития умственных способностей детей и физического развития. Главное - давать свободу детям в познании мира, обеспечивать условия развития, помогать в обучении.
В последнее время популярность приобрела и система развития умственных способностей ребенка по методике Железновых, которая направлена на стимуляцию моторики, включает специальные упражнения, пальчиковые игры под музыку.
Методика Железновых объединила физическое и умственное развитие детей, успешно применяется в центрах раннего развития и программах психологов и педагогов.
Развитие умственных способностей детей сейчас возможно и с помощью ментальной арифметики, которая позволяет значительно улучшить способности в математике. Эта система построена на вычислениях с помощью специальных счётов, которые состоят из рамки и специальных костяшек. Изначально дети считают на них, а позже учатся проделывать такую операцию мысленно - сложение, вычитание.
Её используют с успехом американцы, японцы и европейцы. Основы разработаны более 2-х тысяч лет назад. Дети, прошедшие подготовку в школах с такой методикой, показывают удивительные результаты.
Быстрое обучение чтению и развитие умственных способностей детей возможно также с помощью методики Зайцева. Она предполагает освоение способов чтения в игровой форме с помощью специальных кубиков, на которых расположены буквы, слоги. Зайцев использовал наблюдение: обучение - сложный процесс в детском возрасте, а кубики помогают сделать его интересным, изучая слоги, малыш начинает и читать в скором времени.
Есть у него и таблицы, пособия, кубики для обучения счёту, письму, иностранным языкам. Сейчас система обучения Зайцева получила большое распространение, многие учебные центры пользуются ею для подготовки детей к школе, однако даже в домашних условиях родители могут самостоятельно обучать ребёнка, главное регулярность - несколько раз в неделю, и ребёнок сможет освоить нужные звуки, слоги, а значит - чтение.
Родители вправе выбирать, что им ближе для развития ребёнка. Каждая система имеет свои особенности и преимущества. Задача родителей - развивать детей в комплексе.
Важно стимулировать мыслительный процесс, внимание, память даже в процессе обычной жизни. Особенности развития умственных способностей детей дошкольного возраста в обучении посредством игры и общения. Используйте специальные книги, тетради с заданиями для работы над логическим мышлением, яркие картины проще для восприятия.
Развитие умственных способностей детей - это важная, но не единственная задача родителей, есть ещё формирование характера, который также зависит от воспитания и окружающей среды. Как же вырастить ребёнка с нужными чертами характера: настойчивостью, целеустремлённостью, оптимизмом, решительностью, общительностью, доброжелательностью, трудолюбием?
Каждый родитель может иметь личный список необходимого в первую очередь. Рассмотрим по порядку формирование характера. Понятие характер включает интеллектуальные, нравственные, волевые и эмоциональные качества, которые возникают на основе темперамента, специфики нервной системы.
В самом раннем возрасте закладывается основа для доверия окружающему миру, этот период длится до 1 года - малыш во многом зависит от родителей, не может быть самостоятельным, их отношения, слова, действия дают понять: можно ли доверять близким людям и окружающему миру?
Может ходить, самостоятельно кушать, использовать горшок. Проявляется больше инициативы, которую стоит поощрять, помогать поддерживать. Каждое новое умение, достижение приносит чувство уверенности в себе, помогает развивать самостоятельность. Конечно, родителям это часто приносит хлопоты, лучше всё сделать самим, но это "медвежья услуга", так ребёнок не перейдёт на новый уровень, не поймёт, как важно быть успешным, самостоятельным, будет расти зависимым.
Дети учатся знакомиться, контактировать с окружающим миром, могут иметь воображаемых друзей, строят модели поведения, используют ролевые игры. К тому же возрастает интерес к изучению окружающего мира. Родителям стоит запастись терпением и с вниманием относиться к вопросам подросшего ребёнка.
Ранние этапы развития приводят к формированию таких характеристик детей: добрый - эгоистичный, общительный - замкнутый, отзывчивый - безразличный. Эти черты закладываются ещё в младенчестве и зависят от обстановки и отношения близких людей.
Дети впитывают атмосферу, замечают способы общения взрослых между собой, а также чувствуют, какое значение и реакции вызывают у взрослых. Большое количество негатива ведёт к замкнутости, безразличию, неумению легко общаться в будущем.
Дети учатся путём игр, взаимодействия со взрослыми, а также копируя модели поведения окружающих, поэтому верно, что сначала стоит воспитывать себя, потом детей. После 3-х лет малыш может проявлять интерес к труду, важно давать ему мелкие поручения, позволять участвовать в домашнем хозяйстве, чтобы он чувствовал, что может быть полезным.
Трудолюбивый - ленивый, аккуратный - неряшливый, старательный - злонамеренный, ответственный - безответственный, настойчивый - слабовольный.
Многие родители думают: пусть дети лишь играют, ещё успеют наработаться, лучше самим быстрее всё сделать. Однако можно упустить интерес ребёнка, и в будущем проявятся отрицательные черты характера, которые сложно исправить. Хорошо всё вовремя. Позвольте ребёнку быть равноправным членом семьи, чувствовать свою значимость, помогая по дому, делая покупки, расставляя тарелки, участвуя в приготовлении блюд.
Формирование характера ребёнка зависит от стимулов, которые посылают взрослые - отрицательных и положительных. Если родители чрезмерно требовательны или наоборот, ничего не требуют - это негативно сказывается на характере ребёнка. Должны быть определённые правила поведения, которые дети усваивают в раннем возрасте.
Потому учитесь соблюдать компромисс - давать свободу, позволять больше активничать, помогать и при этом учить нормам поведения, прививая положительные привычки.
Для того, чтобы ребёнок рос любознательным, внимательным, рассудительным следует быть внимательными к окружающему миру малыша - постоянно обсуждать, размышлять над увиденным, замечать все явления, предметы. Полезно также использовать для развития специальные игры, читать, учить песенки, стихи.
Помогают общение и забота о домашних питомцах, игры на свежем воздухе (активные), совместные просмотры и обсуждения фильмов, мультиков. Полезными будут также танцы, музыка, пение. Помогайте и хвалите малыша, давайте понять, что такое доброта, сочувствие.
Формирование воли является необходимым для достижения успехов в жизни. Начинайте с небольших заданий, учите, как сформулировать, поставить цель и достичь нужного, используя терпение, настойчивость. Советуют давать право выбора - книги, прогулки, еду для повышения своей компетенции, самостоятельности.
Нравственность, честность, умение проявлять человечность во многом зависят от позиции родителей, их отношения, личного примера. Если ребёнок поступил неверно, не нужно сразу ругать, спокойно обсудите и объясните, почему это неправильно, поблагодарите за доверие, чтобы и в будущем обращался за советом. Учите малыша уважению к другим людям, заботе о младших и более слабых.
От нашего воспитания сегодня зависит формирование общества завтрашнего дня.
Психолог Мартин Селигман в своей книге говорит об оптимизме, как важной черте характера, помогающей жить и избегать депрессивных состояний. В современном мире преобладают пессимистические настроения - в прессе, на телевидении, в общении между подростками. Как уберечь детей от этого негатива, который в будущем может отравить их жизнь, стать главным препятствием к успехам? Автор разработал систему "психологических прививок", специальные приёмы, помогающие справляться с пессимистическим настроением у детей, учит жить на позитивной волне.
Так ребёнок поймёт - проблемы временны, всё можно исправить и не утвердиться в мысли "всё плохо, у меня никогда не получится". Даже если не все мечты детства сбудутся, у ребёнка появится упорство и жизнелюбие, что очень важно.
4. Самооценка - понятие самооценка неразрывно связано с притязаниями, требованиями, которые ставим перед собой. Для уверенности и любви к себе нужно научиться больше преуспевать или снизить свои желания. Самооценка - это чувство и зависит от нашего состояния: радость, печаль, удовлетворённость. Кроме того, она связана с успешным взаимодействием с окружающим миром. Поэтому конфликт настроения и успехов был положен в основу теории программы формирования оптимизма.
Успешность - наличие уверенности, осознание умения преодолевать сложности жизни, достигать желаемого, поставленных целей.
Хорошее настроение - наличие уверенности в правомерности счастья, ощущение своего права на получение необходимых благ жизни, результатов, благодаря приложенным силам.
Замечено, что ощущение уважения, внутреннего счастья возможно в результате достижений, победы над трудностями, умения преодолеть чувство апатии, достичь нужную цель. Высокий уровень самоуважения всегда приводит к хорошим результатам. То есть чувство самоуважения - результат успешности.
Поэтому главная задача родителей - научить детей преодолевать сложности, препятствия, а не просто утешать. Только с действиями придет уверенность.
Развитие умственных способностей и формирование характера - очень важные вопросы в процессе воспитания ребёнка. Помним: будущее наших детей во многом определяется принципами, умениями, знаниями, которые закладываются в детстве. Правильное, позитивное мышление - ключ к успеху в любой сфере!