Время чтения 6 минут
Формы саморазвития личности это качественные подходы к внутреннему изменению самого себя. Подчеркнуть индивидуальность, расширив собственное познание невозможно, так как расти предстоит именно морально, а не физически. С ростом приходит и понимание “похожести” себя на остальных.
Эта статья призвана помочь вам в осуществлении качественных изменений себя и правильно понять, что же такое осознанное саморазвитие.
<<Оглавление>>
В 80-ые годы ХХ столетия усилилось внимание исследователей к проблемам осознанных форм саморазвития личности. В исследовании явления саморазвития личности важной стала дискуссия, организованная на страницах журнала "Философские науки" в 1987 году, в ходе которой участники подчеркнули значимость осмысления феномена саморазвития личности.
Было предложено его рассматривать, во-первых, в моральной плоскости, во-вторых, как целостную деятельность личности, в-третьих, как высшую форму осознанного саморазвития личности.
Основными вопросами, которые были в центре внимания исследователей, стали: выявление сущности понятия самосовершенствования личности, его сопоставления с понятием "смысл жизни"; соотношение самосовершенствования личности с самосовершенствованием общества и тому подобное.
Формы саморазвития личности неразрывно связаны и с проблемами, которые сопровождают каждого человека на пути его становления. Большинство советских философов и идеологов углублялись в тему самопознания для "разведки", более четко формулируя мысли, достигая целостности и понимания.
Вот тезисы, которые кратко характеризуют позицию Д.И. Дубровского на эту тему:
Формы саморазвития личности всегда имели процессуальный характер, их разбивают на планы или даже схемы действий, протекающие в голове человека. Все они имеют эмпирическое проявление и их нельзя рассматривать вне основных сфер человеческой деятельности.
Саморазвитие человека без действия - фикция, ведь оно не подкреплено ничем, кроме мыслей о росте и развитии внутренних качеств. Действия же - это процесс, который носит непрерывный характер и протекает изо дня в день.
Процесс самосовершенствования личности в своем наивысшем проявлении предусматривает отказ от своего собственного индивидуального существования, когда происходит "процесс преодоления "личностного "его" и слияния с более высоким, что является уже сверхиндивидуальным, разворачиваясь со среды самой личности, а не как выполнение какого-то внешнего приказа", хоть бы в форме морального императива.
В 80-тые годы ХХ столетия стали актуальными вопросы сопоставления объективного и субъективного, воспитания и самовоспитания, сущности и содержания последнего феномена. Постоянный анализ места и роли, средств и направлений саморазвития человека.
Поднялась и проблема формы саморазвития как таковой, занялись изучением объектов и субъектов данных форм, а также ролью самовоспитания, самосозидания и самосовершенствования в жизни отдельной личности и общества.
Так же, как и отечественные исследователи, некоторые англоязычные научные работники, например, Дж. Пассмор, считают нужным конкретизировать содержание понятия "саморазвитие": безусловной является потребность различить "саморазвитие" личности в моральном плане и "саморазвитие" ради достижения четкой, конкретной цели.
Именно поэтому в работах авторов встречаются словосочетания "техническое саморазвитие", "практическое саморазвитие" или "собственное саморазвитие" и осуществляются попытки провести разницу между ними.
Пассмор выделяет три разных формы саморазвития личности, которые, тесно связанны с направлениями в пределах понятия "самосовершенствование", а именно:
Вполне очевидно, что когда человек самосовершенствуется для выполнения какой-то роли в обществе, хочет быть специалистом в какой-то сфере, то это в любом случае не допускает, что он развивается и для выполнения других задач, других ролей. Имеет ли такое самосовершенствование - многие философы называют его "техническим самосовершенствованиям" - четкое отношение к человеку как таковому, к его внутренней сути - таким вопросом задавалась философия практически всегда.
Быть человеком - не профессия. Это призвание, которое не должно быть оправдано какими-либо социальными или научными достижениями.
Анализируя разные формы саморазвития, Дж. Пассмор пришел к выводу, что способность человека к усовершенствованию может означать несколько подходов восприятия.
В особенности, он отметил такие:
В отличии от самовоспитания, которое может иметь и асоциальную направленность, саморазвитие наполняет моральным, гуманистическим содержанием все проявления активности личности, обеспечивая достижение ею духовно-моральной целостности, моральной чистоты.
Тенденция различения понятий "собственное саморазвитие" и "техническое саморазвитие", основанная в англоязычной литературе Дж. Пассмором, не приобрела дальнейшего надлежащего развития. Она так и осталась явлением сугубо индивидуальным и даже прослыла субъективным подходом к классификации форм саморазвития.
Каждый может составить мнение по этому поводу опираясь лишь на собственные доводы и догадки. Незаменимым в этом круговороте остается лишь опыт. Он то и дает толчок и развитие, он придает поступкам осознанности и целенаправленности.
Изучайте себя и покоряйте свой собственный мир, ведь внутри каждой личности скрыто немало тайн и способностей, которые еще предстоит раскрыть.
Тематика: Личностный рост