Время чтения 8 минут
Теории развития личности – самый интригующий раздел психологической науки. Насколько бы выдающимся ни был психолог – автор теории – ни одну из существующих концепций нельзя назвать единственно верной. При этом каждая из них описывает реальность развития личности под особым углом.
«В каждой шутке есть доля шутки» - говорит мудрый народ. Да и как можно считать иначе, когда на дворе господствует третья научная картина мира, основанная на эйнштейновской теории относительности. Каждая из теорий личности обладает своей правдой. Но какая из них станет тем зеркалом, которое даст самое четкое отражение развития вашей личности?
<<Оглавление>>
Рассмотрим несколько концепций развития, которые получили наибольшее распространение в мире психологии. Мы намеренно опустили рассмотрение теории развития личности по Фрейду. Положения его теории для одних – гениальны, а для других – предлог для бесконечных споров. Прислушиваясь к Фрейду, есть два искушения.
Но эта сфера, хотя и является неотъемлемой частью человеческой жизни, все же является особым измерением. Им не исчерпывается понятие личности. Наша эпоха предполагает наибольшее раскрепощение в сфере сексуальности. Поэтому, слушая «дедушку Фрейда», бывает сложно разграничить, где заканчивается животное начало и начинается истинно человеческое. А это разум, воля, развитие потенциала, стремление преодолевать препятствия, альтруизм, вера.
Милтон Эриксон считается одним из самых выдающихся и талантливых представителей психотерапевтов 20 века. Во всем мире он известен своей практикой медицинского гипноза. Им же была создана теория деления жизненного цикла человека на восемь основных этапов. Некоторые исследователи считают, что эриксоновкая градация является одним из крупнейших вкладов в психоанализ за всю историю этой ветви психологии.
Чем теория Милтона Эриксона отличалась от представлений Фрейда? Эриксон полагал: несмотря на то, что формирование характера закладывается в детстве, он не является неизменным. В течение жизни человеческий характер может претерпевать значительные метаморфозы, был убежден Эриксон.
Его концепция о «кризисе идентификации», присущем юности, известна далеко за пределами профессиональных психологических кругов. На сегодняшний день, особенно в Соединенных Штатах, многие базовые теории воспитания и развития имеют в своей основе именно воззрения Милтона Эриксона.
Переход от одного этапа к другому сопровождается личностным кризисом. Ведь перед человеком открываются новые пути развития. На то, каким будет исход кризиса, влияет выбор самого человека.
Одним из важнейших этапов в теории Эриксона является отрочество, на которое выпадает подростковый возраст. Помимо отличий взглядов Фрейда на данный возраст (возникновение психосексуального конфликта), ученый указывает и на другие проблемы, свойственные данному возрасту. У подростков зарождаются собственные взгляды на мир.
Они идеализируют то, какими должны быть семья или религия. Эти идеалы – весьма далеки от несовершенных, но реально существующих семей, религий, общественных институтов. Подросток уверен, что воплотить идеал – не сложнее, чем мечтать о нем.
Главным конфликтом ранней зрелости Эриксон считает возможность построения близких взаимоотношений. Но ученый понимает под ними не только и не столько физическую близость, хотя в браке эти факторы связаны. Под близостью ученый понимает следующее: человек должен научиться откровенности без боязни потерять самого себя.
На этапе средней зрелости индивидуум колеблется между самопоглощенностью и интересом к другим людям, судьбам поколений. У большинства взрослых дети уже становятся к этому моменту подростками (по крайней мере, так считал в свое время Эриксон). Люди могут с полной самоотдачей посвятить себя избранному делу.
На последнем этапе большую роль играют факторы развития личности предыдущий стадий. Если человек ощущает удовлетворение от прожитой жизни, оглядываясь на прожитые годы, он будет ощущать цельность и спокойствие. Если же пройденный путь будет казаться чередой ошибок и потерянных возможностей, он будет трагически сознавать, что упущенную жизнь не вернешь.
Адлер – известный австрийский психолог. Он стоит на одной ступени с такими основоположниками психоанализа, как Юнг и Фрейд. Адлер стал автором направления в знании о человеке, которое получило название «индивидуальная психология». В теории личности, которую предлагает Адлер, полностью отрицается влияние сексуальных бессознательных влечений.
Ученый был уверен, что судьбу определяют не эти безликие силы, а ощущение общности с человечеством. Главной целью Адлер определяет возможность сохранения собственной индивидуальности, ее осознания, развития.
По Адлеру, люди стремятся компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности. Избранный стиль жизни представляет собой набор псевдоцелей, достижение которых должно бы привести человека к внутренней гармонии. Чтобы компенсировать полученное в детстве чувство неполноценности, во взрослом возрасте ставятся цели, пропорциональные психологической травме.
Если такая детская травма была слишком сильной, то и цели ставятся нереалистические. Они приводят к дисгармонии и неврозу. Именно Альфредом Адлером было введено понятие «комплекс неполноценности». И, по мнению ученого, этому комплексу подвержены все дети. Ведь будучи ребенком, человек впервые обнаруживает себя не единственным во всем мире. Он наблюдает других человеческих существ, которые удовлетворяют свои потребности более полно.
Так как Адлер враждовал с Фрейдом в открытую, то и некоторые из концепций его теории находятся в антагонизме по отношению к фрейдовским. Эти две теории развития личности в психологии нельзя при этом назвать полностью противоположными. Сексуальные стремления Адлер считал проявлением жажды власти. Важную роль ученый приписывал тому, каким ребенком по счету человек рождался в семье.
Адлер первым заметил, что в одной и той же семье дети могут иметь совершенно разные характеры. Первенец – это ребенок, которому можно только завидовать. Ведь родители обычно отдают первому чаду всю любовь. Но это происходит до поры-до времени – пока в семье не появляется еще один ребенок.
Когда рождается второй, первенец становится «монархом которого несправедливо свергли с трона». Он начинает бороться за утраченную любовь родителей. Но все его усилия обречены на провал. И со временем он понимает бесполезность своих попыток. Родители всегда для него слишком заняты и равнодушны. Помимо этого, теперь они наделены гораздо большей властью, чем было когда-то: ведь они могут апеллировать к неуместной инфантильности старшего ребенка. Их ответ на требование любви первенца – наказание.
Как результат, у тех, кто родился в семье первым, развивается особый стиль жизни. Они приучают себя к изоляции, не нуждаясь ни в привязанностях, ни в чьем-либо одобрении. Кроме этого, отмечает Адлер, старший всегда склонен к лидерству.
А как обстоит ситуация со вторым ребенком? Для него всегда образчиком остается старший брат или сестра. Сложившаяся ситуация подталкивает его к тому, чтобы соперничать с ним или с ней, стремясь побить его рекорды. Если в семье есть еще дети, то второй ребенок также борется с ними за родительскую любовь. И это лишь увеличивает его амбиции. Стиль жизни выросшего из второго ребенка взрослого – это сплошное желание доказать свое превосходство. Бессознательно он стремится показать: я лучше старшего брата или сестры.
Особое положение занимает последний ребенок. Он – это тот, кто никогда не испытает ощущения «свержения с трона». Но если семья бедна, то ему будет постоянно приходиться использовать вещи и игрушки старших. У младшего ребенка также разовьется чувство неполноценности. Но он обладает одним преимуществом: его мотивация превзойти старших – самая высокая.
Уникальным считает Адлер положение единственного ребенка в семье. Поскольку конкурировать ему не с кем, то особенно сильным у таких детей становится соперничество с отцом. Стиль жизни ставшего взрослым единственного ребенка – это эгоцентризм, смешанный с зависимостью.
На Западе многие теории развития личности оформились уже к началу ХХ в. Иначе обстояла ситуация с отечественной психологией. Долгое время – вплоть до начала 60-х годов – на территории Советского Союза эта проблематика даже не обсуждалась.
Одной из оригинальных отечественных теорий становления личности по праву считают выкладки, сделанные выдающимся психологом А.Н. Леонтьевым. Комплекс его концепций не рассматривается современными учеными как претендующий на звание самостоятельной теории развития личности в психологии. Но Леонтьев сумел построить стройную концептуальную базу, которая в дальнейшем стала основой для работ его последователей.
Он считал, что личность – это связь определенных видов деятельности:
В последние годы жизни А. Н. Леонтьева особенно занимали идеи взаимосвязи экзистенциальной психологии, места личности в многочисленных межчеловеческих связях. Одним из самых лаконичных тезисов западного экзистенциализма является формулировка Ж. П. Сартра: «Существование предшествует сущности». Аналогом экзистенциальной теории развития личности в отечественной психологии является подход Леонтьева. Он гласит, что все психические и личностные структуры существуют для того, чтобы реализовываться в отношениях с миром – личность проявляет себя через деятельность.
Есть еще немало взглядов на процессы человеческого становления. Другие теории развития личности – это бихевиоризм, экзистенциальное направление, гуманистические теории, уже упоминавшийся психоанализ. Каждая из этих концепций занимает особое место в психологическом знании.
Размышляя о собственном развитии, мы не требуем от психологических теорий точности и математической строгости. Ведь жизнь подобна руслу реки, а личность нельзя описать с помощью единственной формулы, как нельзя дать точное определение каждой волне в этой реке.
Тематика: Психология женщин, Психология мужчин, Личностный рост