Время чтения 7 минут
Исследования стресса проводятся в психологии, социологии, медицине, физиологии. Каждая из этих наук дает свое определение стресса. Некоторые ученые утверждают, что понятие стресса настолько размыто, что от него нужно отказаться. Другие ученые считают, что это настолько разноплановая и комплексная проблема, что имеет право на существование разных определений этого феномена, в зависимости от научного направления.
<<Оглавление>>
Сам термин «стресс» означает напряжение, давление. В психологии и медицине этот термин используется для обозначения очень многих состояний человека, которые возникают как ответная реакция на экстремальные воздействия или ситуации. Впервые понятие стресса появилось в физиологии. Его изучал Г. Селье, который обозначил его как «общий адаптационный синдром» - ответ организма на неблагоприятное влияние. Лишь потом этот термин стали употреблять в остальных отраслях науки и объясняли ним физиологическое, психологическое, поведенческое состояние человека в экстремальных условиях.
Во многих книгах, посвященных вопросу стресса, часто встречаются такие понятия, как стресс, напряжение, эмоциональный стресс. Эти понятия не разграничиваются, что еще больше усложняет изучение этой проблемы. Стресс - это реакция организма на критические ситуации в жизнедеятельности человека.
Ситуация «невозможности», то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних «необходимостей» своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). © В.Ф. Василюк
Критические ситуации описываются такими понятиями как стресс, кризис, конфликт. Все зависит от того, какую жизненную необходимость человек не может реализовать. Также большую роль играет тип активности человека, как он может справляться с разными условиями жизни. С другой стороны, сильное переживание конфликта или кризиса приводит к стрессу.
Еще в 1970 году С. Левин и Н. Скотт, проанализировав работы многих исследователей стресса, говорили о том, что термин «стресс» совершенно неопределен. Это связано с тем, что концепция стресса изучалась в различных дисциплинах и конечно ученые имели различные взгляды на эту проблему. Во вторых, изначально стресс изучали не ученые, а клинически ориентированные исследователи. В третьих, само слово «стресс» подразумевает как реакцию на действие каких-то стрессоров, так и эмоциональные переживания человека.
Научная литература использует понятие «стресс» как минимум в трех значениях:
Н. Ризви выделил такие определения стресса:
Психологический стресс – это состояние, которое определяется выбранными целями человека, которые объясняют мотивы деятельности. Выбрав цель, человек начинает действовать и «окрашивает» свои мотивы эмоционально. Он начинает волноваться, переживать, чувствует напряжение, отсюда и возникают понятия «эмоциональная напряженность» и «эмоциональный стресс».
И. Н. Наенко в своей работе описывает роль эмоций в совершении и регуляции деятельности человека. Мотивация и эмоции человека играют важную роль в формировании психической напряженности. Поэтому он выделяет 2 вида психической напряженности:
Психическая напряженность – это реакция организма и личности на экстремальную ситуацию. Эта реакция зависит от адекватности и восприимчивости человека, от его индивидуальных особенностей и способности регулировать свое поведение в этой ситуации.
Многие исследователи не проводят разграничений между понятием «эмоциональный стресс» и «эмоциональная напряженность», но разница есть. Стресс – крайняя степень эмоциональной напряженности. Это состояние, которое оказывает сильное отрицательное влияние на деятельность человека.
Эмоциональная напряженность характеризуется повышенной активностью организма и личности, но адекватной тем условиям, в которых оказался человек.
Разные исследователи до сих пор под эмоциональным стрессом подразумевают разные состояния организма и личности: начиная от простого напряжения до состояний патологии в психике, которые развиваются вследствие длительного или повторного напряжения.
В концепции Г. Селье четко объясняется, что стресс – общий адаптационный синдром. Главным критерием возникновения которого, является именно психологическая сущность человека. От него зависит развитие эмоциональных реакций на то или иное воздействие.
Трудно с этим не согласиться, ведь человек мнительный и эмоциональный более подвержен стрессам, так как на все реагирует остро и болезненно. А человек, психика которого стойкая, он уверен в себе, может вообще никак не отреагировать на такую же ситуацию.
В процессе исследования стресса, Ю.А. Александровский приходит к тому, что центральная нервная система играет главную роль в формировании общего адаптационного синдрома. Поэтому стресс – напряжение или перенапряжение метаболической адаптации головного мозга, которые ведут к повреждению организма на всех уровнях его организации.
Эмоции очень сильно влияют на мотивационно-поведенческие реакции человека. Именно эмоциональное напряжение приводит к стрессу. Р.Лазарус характеризует стресс как обусловленное угрозой эмоциональное переживание, которое влияет на способность человека эффективно осуществлять свою деятельность. Естественно, что продуктивность без стресса значительно повышается.
Медицина изучает не причину, а уже конечную фазу эмоционально–стрессового процесса. Фазу, на которой уже возникают патологические заболевания.
А.В. Вальдман, М.М. Козловская и О.С. Медведев говорят о том, что в явлении эмоционального стресса следует различать:
Все эти состояния стресса в результате приводят к физиологическим сдвигам в организме. Происходит нарушение вегетативной и эндокринной системы, гормональные сбои.
Исследования стресса в области медицины также привнесли путаницу в это понятие, так как некоторые ученые отождествляют понятие «стресс» с конфликтом, тревогой, защитной реакцией и фрустацией.
В связи с огромным количеством заболеваний на фоне стресса появилось новое направление в медицине – психосоматическая медицина. Она занимается разными формами стресса, которые вызывают патологические изменения, и провоцирует болезни.
Анализ литературы свидетельствует о том, что исследование стресса с момента появления этого понятия до сегодняшнего дня претерпело существенные изменения. Расширилась не только сфера его применения, но и исследовались разные аспекты этой проблемы. Его причинность, регуляция, проявления и преодоления.
Часто в литературе встречаются понятия рабочего, профессионального, информационного и семейного стресса. Это все считается разновидностью психологического стресса, который вызван определенными экстремальными ситуациями. Человек в силу своих личностных особенностей остро негативно на них отреагировал.
Исследования стресса подтверждают, что стресс – это психологическое заболевание, которое влияет на физическое и эмоциональное здоровье человека. Оно зависит не столько от внешних факторов или экстремальных ситуаций, как от реакции человека на ту или иную проблему.
Исследования стресса помогают развеять основные мифы о стрессе.
Тематика: Психическое здоровье