Время чтения 9 минут
Для большинства родителей развитие личности младшего школьника не сопровождается серьезными трудностями. Возраст от 7 до 12 лет в психологии считается относительно спокойным, он протекает без особых кризисов. Важнейшее событие для детей этого возраста – начало обучения в школе.
С поступлением в первый класс ребенок попадает в незнакомую раньше среду, его социально-личностное развитие получает новый толчок. Младший школьник начинает самостоятельно выстраивать отношения с ровесниками, учителями. Это происходит во время важной деятельности – обучения. Резко меняется весь жизненный уклад ребенка.
Он должен выполнить немало задач: научиться думать и действовать, учиться получать информацию, контролировать себя, выражать несогласие, не будучи при этом отвергнутым другими. В этой статье мы рассмотрим различные особенности личностного развития младшего школьника, его эмоциональной и познавательной сфер. Вы узнаете о важности общения с родителями для ребенка, особенностях его внимания, способах мотивации ребенка к учебе, детских страхах.
<<Оглавление>>
Общение – один из самых существенных факторов для социально-личностного развития ребенка. Процесс общения представляет собой обмен информацией. Без общения члены семьи не могли бы понимать чувства друг друга. Оно позволяет не догадываться о переживаниях другого человека, а узнать их напрямую. Почему общение с родителями так важно для младшего школьника? Главная причина заключается в том, что с началом учебы как раз эта сфера страдает больше всего. Сначала кажется, что школа предоставляет больше возможностей для общения. Однако на самом деле жизнь ребенка становится совершенно другой.
Школьник больше не может посвящать большую часть своего времени играм. Беспечность и беззаботность остаются в прошлом. Теперь он должен выполнять все больше требований. Ему нужно делать уроки, каждый день посещать занятия, подчиняться требованиям. Что можно порекомендовать родителям младшего школьника? Рассмотрим советы, которые даются родителям «проблемных» детей:
Мотивация – одно из ключевых понятий в психологии. Без мотивации деятельность осуществляется очень слабо, а со временем может и вовсе угаснуть. В педагогике существуют следующие типы мотивации:
Количество усилий, которые ребенок прилагает в обучении, напрямую зависит от того, как он ощущает себя в определенной ситуации. Необходимо, чтобы обучение вызывало у ребенка стремление к получению новых знаний, интенсивному труду. У ребенка должна быть сформирована устойчивая внутренняя мотивация, которая каждый раз будет побуждать его к учебе и получать удовольствие от своей деятельности. Каким образом родители могут повлиять на формирование мотивации к учебе?
Во-первых, необходимо воспринимать ребенка как обычного человека, который может испытывать желание или нежелание что-либо делать. Особенности личностного развития младшего школьника забываются родителями с началом учебы. Упускается из виду тот факт, что школьник еще является ребенком. Как и всем детям, ему хочется играть во дворе, общаться со сверстниками. Если после нескольких часов выполнения домашней работы ребенок устает – не нужно на него раздражаться.
Во-вторых, необходимо обращать внимание на особенности своего ребенка. Например, подвижным детям трудно усидеть на месте. Поэтому устные задания можно делать в движении. Если у ребенка лучше всего развит слуховой канал восприятия, хорошо воспользоваться этой особенностью – например, учить стихи наизусть, зачитывая их вслух.
В-третьих, стоит избегать оценивания. Скажите школьнику, что сегодня он очень хорошо справился со своей работой. Оценки пускай выставляет учитель. Не нужно также сравнивать ребенка с другими детьми.
Известный отечественный физиолог И. П. Павлов считал, что страх – это естественная реакция на угрозу. В детском возрасте страхи естественны – ведь дети ранимы и чувствительны к окружающему миру. Развитие личности младшего школьника также нередко сопровождается переживанием опасений, тревожностью. К десятилетнему возрасту дети уже обычно способны преодолеть все свои страхи. Кроме того, среди детей популярны своеобразные «психотерапевтические» способы устранить страх – рассказывание друг другу страшных историй, посещение подвалов, чердаков. Между собой дети нередко играют в опасные приключения.
Естественный страх выполняет полезную функцию – он охраняет малыша от безрассудных и опасных действий. Однако бывает очень нелегко отличить невротический страх от естественного. Страхи, которые ребенок переживает в течение длительного времени, могут со временем превратиться в фобии, навязчивости.
Страх ребенка может проявляться по-разному. Одни малыши не могут спать в темноте, другие мучаются от кошмаров, третьи испытывают трудности в общении. Иногда тревожность может проявляться посредством физиологических симптомов – головной боли, расстройств пищеварения. Иногда ребенок страдает от так называемых «немых» страхов. Они не определяются психологами или учителями при опросе, но их подтверждают родители: ребенок волнуется из-за опоздания на урок или плохой отметки, испытывать страх перед животными.
Существуют и «невидимые» детские страхи. Эти опасения не замечают родители, однако их предмет – наиболее страшен для ребенка. Малыш может бояться крови, грозы, войны, смерти родителей. В лучшем случае, родителям известна половина детских страхов.
Иногда опасения ребенка могут не быть связаны с чем-либо конкретным. Общая тревожность не может долгое время оставаться без объекта опасений – поэтому она быстро превращается в выдуманный, фантастический страх. Дети верят в сказочных существ, в то, что родители никогда не умрут. Для ребенка реально все – в том числе и его опасения.
На развитие личности младшего школьника влияет продолжающийся физический рост, его темпы. Ребенок быстро «тянется вверх», за физиологическим развитием не успевает развитие нервной системы. Это также оказывает влияние на психику: ребенок быстро устает, ощущает беспокойство, может испытывать повышенную потребность в физической активности.
У ранимых и тревожных детей также очень разнообразны страхи, возникающие из-за обстановки в семье. Выделяют следующие неблагоприятные факторы развития
Большинство детских страхов легко преодолеваются. При должной поддержке и внимании родителей они не оказывают влияния на развитие личности младшего школьника. Если родители не заботятся о ребенка, со временем его страхи могут становиться невротическими. Они влияют на формирование характера, отличаются устойчивостью, трудностью дальнейшей проработки.
Внимание играет важную роль в жизни и в процессе обучения. Психология считает внимание процессом, результатом которого является отчетливое осознание чего-либо. Согласно концепции развития внимания Л. С. Выготского, история развития детского внимания представляет собой историю организованности его поведения взрослыми. Произвольное внимание формируется у ребенка, когда взрослые начинают намеренно при помощи специальных стимулов задавать направленность потоку внимания малыша. Отечественный психолог Н. Ф. Добрынин указывает, что развитие личности младшего школьника и дошкольника сопровождается укреплением произвольного внимания. Главные характеристики внимания – объем, переключаемость, распределение и концентрация. Недостаточное развитие каждой из этих характеристик внимания может повлечь за собой трудности в обучении ребенка:
«Будь внимательнее!» - каждый день говорят родители школьнику. Взрослым кажется, что ребенок рассеян, своими нравоучениями они пытаются активизировать внимание чада. Однако если задуматься, можно увидеть: ребенок часто вовсе не бывает рассеян. Он очень сосредоточен и внимателен – но его внимание направлено на посторонние объекты. Например, во время разговора с одноклассником он может косо застегнуть куртку, так как его внимание направлено на обсуждаемые игрушки. Он может быть заинтересован не в выполнении домашней работы, а тем, что происходит по телевизору.
Нередко родители обращаются к детским психологом с просьбой дать рекомендации по коррекции гиперактивного поведения. Гиперактивный ребенок испытывает трудности при смене деятельности. Из-за внешних факторов (громкий шум или голос) начинает испытывать повышенное возбуждение, долго не может успокоиться, уставая от самого себя.
В ответ на внезапный и резкий раздражитель психика может сосредотачиваться на объектах окружающего мира непроизвольно. Это происходит без усилий со стороны человека. Обычно этот вид внимания активизируется в тот момент, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, что заставляет задавать себе вопрос «Что это такое?». Для младшего школьника этот вопрос звучи т очень часто. В самое разное время его внимание может переключаться на новые, неизвестные объекты непроизвольно.
Произвольность внимания, как указывал в своих работах Л. С. Выготский, развивается в возрасте около 6 лет. Особенности социально-личностного развития в этом возрасте связаны, в первую очередь, с поступлением в первый класс. Ребенок начинает учиться жертвовать чем-то более интересным для себя ради приготовления уроков – он впервые ставит перед собой сознательные цели. В этом случае малыш учится использовать произвольное внимание. Это требует от ребенка больших умственных и эмоциональных затрат, поэтому родителям очень важно хвалить ребенка за проявленное им усердие.
Каким образом у детей развивается этот вид внимания? Средства для этого младший школьник получает от взрослых. Мать и отец впервые подключают ребенка к деятельности – уборке, конструированию, играм. Внимание ребенка оказывается направленным на определенный вид деятельности, происходящий по правилам.
Однако произвольное внимание у учеников младших классов все еще отличается неустойчивостью. Ребенку тяжело концентрироваться на обучении, он легко отвлекается. Среднее время, в течение которого младший школьник способен удерживать внимание на одном предмете, составляет 15-20 мин.
Нарушения внимания – одна из самых заметных особенностей у деток с задержкой психического развития (ЗПР). Чаще всего эти нарушения представлены отвлекаемостью, снижением работоспособности, трудностях с концентрацией.
В школьном возрасте у ребенка начинают появляться другие значимые люди, кроме родителей. Однако мать и отец должны понимать те особенности, которыми сопровождается развитие их ребенка. Родительская любовь и забота – главные помощники младшего школьника в его обучении, которыми могут быть нивелированы даже неблагоприятные факторы развития. Самооценка ребенка в младших классах очень зависит от мнения взрослых – родителей, учителей. Если его похвалили – он считает себя хорошим. Если же в начальной школе ребенок получает постоянные подтверждения своей неполноценности, то в дальнейшем это может привести к невротизации, даже если интеллектуальные возможности школьника не будут основанием для тревоги.
Тематика: Детская психология, Для родителей, Развитие детей, Для школьников