Время чтения 14 минут
Близится день, когда ваш ребёнок пойдёт в детский сад в первый раз. Естественно, вы переживаете за него и его реакцию на новое место, вас интересует, как долго он будет привыкать к изменениям в его жизни и несколько легко пройдёт адаптация. Представляя и анализируя возможные проблемы, с которыми вам и малышу придётся столкнуться, возникает некая тревога, с которой необходимо разобраться. Как же облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду и сделать этот процесс более мягким?
В первые дни может показаться, что новое место ребёнку пришлось по душе и он совсем не переживает, когда мама уходит. Но дальнейшие походы в сад показывают, что это совсем не так просто, как может показаться и малыш очень переживает эти изменения. Есть детки, которые, попадая в незнакомое окружение, сразу же показывают своё отношение к происходящему, они плачут, зовут маму, отказываются от приёма еды, от общения. Так же есть случаи, когда ребёнок с первого дня, и в последующие, охотно идёт в группу, сразу контактирует с воспитателями и другими детьми. Но такие случаи очень редки, большинству адаптация даётся совсем непросто.
<<Оглавление>>
Под адаптацией понимается способность к приспособлению организма к изменяющейся внешней среде. Процесс адаптации требует большой затраты сил (физических и психических) и энергии и может привести к перенапряжению организма. Любому ребёнку нелегко начинать походы в сад и это не зависит от возраста, ведь жизнь ребёнка в саду меняется кардинально.
Кому трудно, а кому легко Кому-то из детей адаптация даётся легко (1-3 недели), многим же приходится переживать некоторые негативные моменты гораздо сложнее и дольше (около 2 месяцев). Не исключены ситуации, когда ребёнок не может самостоятельно справиться со стрессом в течение 3 месяцев. В этом случае родителям придётся обратиться за помощью детского психолога.
Если ни одно из условий не соблюдено, то детям на первых порах придётся нелегко. Особенно трудно придётся деткам, чьи родители никак не подготовили их в походу в сад, из-за чего данная новость стала неожиданностью.
Бывает, конечно, что посещение детского сада начинается для ребёнка неожиданно, в связи с непредвиденными обстоятельствами, такими как болезнь родственника, ранее ухаживающего за ребёнком дома. Бывает тяжело и тем ребятам, чьи мамы или другие близкие родственники являются работниками сада.
Бывают моменты, когда ребёнок в период адаптации к саду ведёт себя так, что у родителей могут возникнуть сомнения насчёт возможности адаптации к саду вообще. Их очень пугает необычное поведение их чада, несвойственное ему ранее. Необходимо отметить, что то непривычное поведение, которое теперь вынуждены видеть родители, является типичным для всех детей, которые находятся в процессе адаптации к саду. В такие моменты каждой маме может показаться, что эта проблема возникла только с её ребёнком, а у всех остальных детей проблем не возникает. Это вовсе не так.
Первые дни в саду отличаются особым отрицательным настроением, дети испытывают негативные эмоции: кто-то плачет "за компанию", кто-то изредка хнычет, а некоторые находятся в состоянии частого приступообразного плача. Особого внимания требуют дети, испытывающие чувство страха (боязнь воспитателя, сверстников, того, что мама бросила его и не вернется), гнева (ребёнок вырывается, сопротивляется, если хотят его раздеть, может ударить взрослого), заторможенность и состояние депрессии, когда ребёнок не проявляет эмоций вообще. Нужно быть готовыми к тому, что в первые дни малыш может не испытывать положительных эмоций или же испытывать их очень мало. Его огорчает тот факт, что так надолго приходится расставаться с мамой и привычной ему средой. Если на первый взгляд кажется, что ребёнок доволен и счастлив нахождению в саду, то это, скорее всего реакция на яркий стимул, к примеру, наличию большого количества новых интересных игрушек.
В это время необходимо запастись терпением. Вскоре, отрицательные эмоции обязательно сменяется положительными, именно тогда можно будет считать, что период адаптации завершился. Однако, плакать ребёнок при расставании с мамой может ещё долгое время. Но если после её ухода он быстро отвлекается и успокаивается, то можно считать, что адаптация прошла успешно.
Социальная активность в первые дни пребывания в саду заметно снижена. Отмечается изменение поведения даже у активных и общительных детей, они становятся беспокойными и могут замкнуться в себе. Помните, что малыши 2-3 лет не играют вместе и в играх, как правило, не взаимодействуют. В этом возрасте ещё нет понятия сюжетно-ролевой игры, включающую несколько детей сразу. Поэтому не расстраивайтесь, если ваш ребёнок не играет со сверстниками. Судить об успешной адаптации можно, опираясь на изменения в поведении ребёнка. Если малыш охотно взаимодействует с воспитателем, общаясь с ним и выполняя просьбы, соблюдает принятый режим, то можно считать, что адаптация идёт вполне успешно.
Первое время из-за стрессовой реакции может отмечаться снижение познавательной активности. В такие моменты ребёнок перестаёт интересоваться даже игрушками. Некоторым детям, для того, чтобы сориентироваться, необходимо побыть наедине с самим собой, посидеть в стороне. В дальнейшем ребёнок постепенно начнёт сам включаться в игровую деятельность и осваивать окружающее пространство.
Из-за воздействия внешних изменившихся воздействий сначала ребёнок может утратить на некоторое время имеющиеся навыки самообслуживания (умение пользоваться горшком, столовыми приборами, носовым платком и др.). Адаптацию можно считать успешной, если дети не только вспомнят забытые умения, но и будут присутствовать абсолютно новые достижения, которых не было до посещения сада, которым ваш малыш научился именно там.
В первое время можно заметить, что словарный запас становится меньше, чем был, появляются упрощённые предложения или слова. Не переживайте, когда адаптация завершится, всё придёт в норму и речь даже обогатится.
От темперамента ребёнка зависит как он будет вести себя в саду. Один будет неуправляемо активным, другой "заторможенным". Активность в саду будет влиять и на поведение дома. Восстановление нормального поведения в домашних условиях , а потом и в саду - хороший признак.
Сон ребёнка будет меняться в зависимости от того, оставят ли его на дневной сон сразу или нет. Сначала он будет засыпать там плохо, периодически просыпаясь с плачем или тревожно вскакивать. Из-за переизбытка эмоций может измениться сон и дома. Когда адаптация завершится, сон и дома, и в саду придёт в норму.
В первые дни у детей наблюдается снижение аппетита. Причина тому- незнакомая, непривычная пища (касается это как вкуса, так и вида), а так же влияет и стрессовая ситуация. Если аппетит у ребёнка в норме и он начинает хотя бы немного есть, пусть даже не всю порцию - это хороший знак.
С началом посещения сада у ребёнка значительно снижается способность борьбы организма с инфекциями и он может заболеть в течение первого месяца посещения сада. Мамы, конечно же ждут скорейшей нормализации поведения и очень огорчаются, когда этого не происходит. В среднем, процесс адаптации занимает от 3 до 4 недель, но может занять и от 3 до 4 месяцев.
Если вашему ребёнку предстоит пойти в сад уже осенью, то следует заранее подготовиться к этому событию и подготовить не только его, но и себя.
Все будет нормально. Не нужно переносит свои страхи на ребёнка, не озвучивайте в его присутствии возможных трудностей. Но так же не стоит впадать и в другую крайность, рисуя перед ребёнком слишком радужную картину пребывания в саду. Лучшее решение в данной ситуации - это принятие позиции необходимости.
2. Следите за режимом дня ребёнка.
Необходимо, чтобы за лето он научился легкому пробуждению за час до выхода из дома в сад. Если у вашего ребёнка уже отсутствует дневной сон, то следует приучить его просто лежать в кровати. Играйте с ним в разнообразные игры (пальчиковые, с запоминанием выученных песен или стихов, самостоятельному сочинению рассказов и сказок), чтобы он знал, чем себя занять, пока остальные спят. Можно дома попробовать порепетировать всеобщий тихий час.
По возможности, постарайтесь приучить малыша посещать туалет по большому приблизительно в одно время. Главное, чтобы это время не совпадало с прогулкой. По-маленькому же ребёнок должен научиться ходить заранее (перед сном, перед выходом на прогулку или в сад), а не когда уже нет сил терпеть.
Постарайтесь приблизить рацион питания вашего ребёнка к садовскому, избавьтесь от привычки есть всухомятку и «кусочничать» между приёмами еды. Снижение калорийности может помочь развить аппетит. Если у вашего ребёнка имеется проблема с принятием пищи, он очень долго ест или имеет проблемы с аппетитом, то это повод поговорить с воспитателем, попросить его быть терпеливее и мягче в этом вопросе. Проблема с аппетитом - одна из причин, по которой ребёнок может не хотеть идти в сад.
Подумайте о закаливании, оно благоприятно скажется на здоровье ребёнка. Один из эффективных и простых способов - хождение босиком летом, не зависимо от погоды. Это действие укрепит и иммунную, и нервную системы. Благоприятное воздействие окажут на детский организм водные процедуры, если не очень контролировать время пребывания ребёнка в воде и её температуру. Можно так же закалять холодным питьем. Давайте мороженое, соки и другие напитки прямо из холодильника.
Дети, плачущие при расставании с мамой встречаются довольно часто. Иногда приходится долго уговаривать их успокоиться, даже если с ними остались другие родственники. В случае же, когда ребенок легко расстается с мамой на определенное время, останется только поменять «традицию» прощания.
Можно возложить на ребенка некие обязанности, такие как небольшая помощь маме в сборах на работу, можно попросить найти и принести сумку, перчатки, позволить выбрать шарфик. Как вариант, можно проводить маму до лифта или дождаться пока она выйдет на улицу и помахать ей из окна.
Можно включить данные действия в каждодневные «взрослые обязанности», тогда гарантировано, что малышу не так трудно будет отпускать маму, он будет чувствовать важность своей помощи.
Однако же есть детки, которые очень болезненно и проблематично переживают мамино отсутствие, у них может наблюдаться ухудшение сна и аппетита. Ребенок может даже отказаться от вечернего приема пищи и не ложиться спать, пока мамы нет дома. В такой ситуации лучше обратиться за помощью к психологу.
Как правило, в таком поведении виноваты взрослые. Они могут спровоцировать такую реакцию, если слишком тревожно ведут себя по отношению к ребенку, неправильно оценивают свою роль в жизни малыша. Для того, чтобы искоренить проблему, необходимо начать с внутреннего состояния мамы. Можно моделировать такие ситуации, когда ребенок сам захочет, чтобы мама отлучилась на какое-то время.
Например, можно попросить подготовить сюрприз маме, чтобы она этого не увидела. Если вы уходите надолго – возложите обязанности следить за домом (за домашним животным, если есть) не других взрослых, а ребенка. Можно попросить выполнить какие-нибудь просьбы и обговорить, чтобы он успел сделать это до вашего прихода, пусть самостоятельно проследит за своим режимом. Когда вернетесь, расспросите ребенка о пройденном дне и похвалите за достижения.
Последите, как ваш ребенок взаимодействует со сверстниками. В 3-4 года дети еще не взаимодействуют между собой, а только учатся этому. Поход в сад существенно влияет на это процесс, ускоряет его. Посмотрите, обращает ли он внимание на группы играющих детей, если общение дается ему трудно, то помогите, научите его здороваться, предлагать для игры свои игрушки и меняться с другими детьми. Хорошо, если в летнее время у вас на даче образуется большой детский коллектив, в этом случае можно договориться с другими мамами о своеобразном «дежурстве» и контролировать игровую деятельность детей по очереди. При этом, все возникающие вопросы дети должны будут решать с «дежурной мамой».
Выберите несколько игрушек для похода в сад, с которыми ребенок будет готов поделиться с ребятами. В ином случае не исключено, что если он откажется делиться, то прослывет жадиной или будет все время переживать за состояние любимой игрушки и будет находиться в состоянии тревоги.
Любая мама хочет облегчить адаптацию ребенка к саду, тем более, если видно, что ему там непросто. И это очень хорошо, потому что реально. Для того, чтобы облегчить адаптацию ребенка к саду можно использовать целый комплекс мер. Состоит он в создании дома особой доверительной обстановки, которая будет щадить нервную систему младшего дошкольника.
Пристальное внимание должно уделяться организации утра, так как от того, как прошло утро, будет зависеть, как будет организован день и у ребенка, и у мамы. Так как труднее всего и для родителя, и для его чада дается расставание, то необходимо придерживаться правила – спокойствие мамы равно спокойствию ребенка.
К сожалению, многие родители ошибаются в некоторых действиях, и это мешает облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Ни в коем случае нельзя:
Беспокоясь о том, как облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду, постоянно думая о грядущих проблемах и том, как оказать необходимую помощь можно понять, что мама находится не в меньшем стрессе, нежели ребёнок. Ей так же необходима поддержка и помощь, но, как правило, она её не получает. Зачастую мамами игнорируются эмоции, которые они испытывают. Для них на первом месте стоят потребности ребёнка. Но первый поход в сад тяжело даётся обеим сторонам, так как это, возможно, первое расставание мамы с ребёнком, на достаточно длительный период.
От мамы, в целях помощи себе, требуется :
Теперь вам стало известно, что многие негативные особенности поведения вашего ребенка в период адаптации являются нормой и встречаются практически у всех детей. Вы получили несколько полезных советов, которые помогут вам облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Важно помнить, что появившиеся отрицательные моменты являются временным явлением и скоро вовсе сойдут на «нет». Пройдет немного времени, и вы с гордостью сможете отметить новые достижения и навыки, приобретенные вашим ребенком в стенах детского сада.
Тематика: Детская психология, Для родителей, Развитие детей