Самопознание и саморазвитие личности: взаимозаменяемые качества
Самопознание и саморазвитие личности - это взаимосвязанные понятия, без первого невозможно второе. В этой статье рассмотрим подробнее эти понятия и можно ли считать их взаимозаменяемыми?
<<Оглавление>>
Самопознание - изучение себя, личных способностей, характерных особенностей, взаимоотношений с окружающим миром. Это базовое определение. Кроме того, выделяют такие особенности самопознания:
- Самопознание - основа здоровой личности (психического компонента);
- Способствует сохранению гармонии с окружающим миром и внутри себя;
- Путь для развития личности и реализации в жизни.
Все эти направления неразрывно связаны, а различные течения психологической науки акцентируют внимание, обычно, на одной из сторон. В данном случае наиболее близкой является последняя характеристика. Вспомним, что значит саморазвитие?
Саморазвитие - это самостоятельное развитие способностей, как физических, так и психических качеств личности. Естественно, что без осознания базового уровня своих качеств, определения сильных и слабых сторон, постановки целей, развитие невозможно. Самопознание и саморазвитие личности стали основой для возникновения гуманистической психологии 20 века.
Такие специалисты, как Роджерс, Маралов, Козлова, Селевко разработали ряд концепций, способствующих наиболее полному развитию личности в современном мире. Данные теории будут рассмотрены в нашей статье. Перейдём к более глубокому изучению вопросов самопознания.
Основы самопознания и саморазвития
Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У. Джейм выделил 3 основные сферы:
- Физическая личность - включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
- Социальная личность - возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
- Духовная личность - это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.
Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:
- Биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
- Социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
- Личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).
Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. "Я" может изменяться во времени - "Я сейчас", "Я был", "Я буду". При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно - самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование - как результат полученных результатов.
Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.
- Самонаблюдение;
- Самоанализ;
- Сравнивание с другими (собой в идеале);
- Постановка целей на будущее;
- Саморазвитие.
Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.
Ориентация на личность в работах К. Роджерса
Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал психологию гуманизма. В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:
- «Реальное Я» - включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.
- «Идеальное Я» - комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.
- «Социальное окружение» - включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.
При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.
Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об "Идеальном Я". Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача - раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.
Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.
Ключевые правила в работе учителя
- педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
- источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
- личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.
Роджерс предполагал, что самопознание и саморазвитие учеников будут важными составляющими педагогического процесса. Идеи этого психиатра будут полезны и родителям в процессе воспитания целостной и здоровой личности.
Основные качества педагога
- Доверительные отношения;
- Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников;
- Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях;
- Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка;
- Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания;
- Понимать и знать самого себя.
Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться. Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего предназначения, что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. "Познай себя и ты познаешь мир" - говорили мудрецы.
Психология развития А. Маслоу
Психология Маслоу носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.
Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.
Основные выводы Маслоу
- У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
- Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
- Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами "голоса-импульсы" уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
- Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
- Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
- Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
- Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
- Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
- Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается - потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления своего Я.
- Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.
Второстепенные качества
- Совесть или чувство вины - это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
- Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
- Самопознание - это единственный, главный способ развития личности.
- Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
- Важно понять воздействие защитных механизмов - регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
- Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
- Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
- Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
- Зрелую личность отличает тип познания. Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное, направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное, способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
- Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей, своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
- Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования, психологии и всей жизни.
- Важной задачей становится - быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц, проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.
Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.
Психология Рубенштейна
Самопознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека - это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти - приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.
В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером - чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же "личность" возникает в результате самосознания своего "Я" и своих действий.
Самопознание
Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.
Самопознание и саморазвитие личности - важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего "Я". Это первые попытки понять себя.
Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.
Личность - это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.
Индивидуальность - яркий, неповторимый человек
Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.
Такой человек обладает своими особенностями, "почерком", сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.
Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.
Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало. Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.
Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.
Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? - какой я есть? - каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.
Личность
Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.
Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.
Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, - таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.
Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.
Основы саморазвития и характеристики
Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным).
Социальная активность проходит следующие пути развития:
- Нормативный уровень - школьники, имитация, повторение действий.
- Нормативно-личностный - подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
- Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий - взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.
Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже - сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.
Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.
Выделяют несколько этапов саморазвития
- оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
- одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
- персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
- индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
- универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).
Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.
Вывод
Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.
Развитие предполагает стремление к своему "Идеальному Я", которое уникальное у каждого человека. Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться.
Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!
эта статья?