Время чтения 17 минут
Автор книги «Психология стресса» Сапольски Роберт удивляется, почему звери, например, зебры не страдают от нервных перегрузок и язв желудка. Конечно, их жизнь полна опасностей: нападения хищников, побеги, боль от ран. Получается, что главная причина не в самом стрессе, а в способе реакции на него. Действует он негативно также в сочетании с другими факторами.
Важный момент - выйти из порочного цикла, когда стресс усиливается болями или расстройствами сна. Как результат - наблюдается ухудшения памяти, мыслительной активности. Понимая взаимосвязь со стрессом, можем найти выход из порочного круга и использовать его во благо, ведь он продукт эволюции, способствует прогрессу, развитию.
В первом разделе автор описывает физиологические процессы организма при стрессовой ситуации, повышение гормонального уровня, причины образования заболеваний желудка и язвы. В следующей главе описывает психологию явления "стресс", его воздействие на человека. Интересный факт - реакции человека похожи на поведение животных: утрата контроля, внимания, чувство фрустрации.
Однако у человека есть преимущества: он способен бороться с негативными эмоциями, используя силу разума, воображения. В то же время человек может искусственно создать стресс - вообразить нежелательное, переживать о будущем, возможных потерях. Сила и слабость человека в его мыслях и умении контролировать процесс мышления. В заключении автор описывает аспекты социальной жизни, как она влияет на возникновение проблемных ситуаций. Информация очень полезная, ведь часто забываем посмотреть на жизнь в целом, а рассматриваем личность отдельно от социума.
Часто для снижения нагрузки применяют психологические методы лечения, медикаментозные, однако дружеская поддержка может быть эффективнее, а также полезна для профилактики стрессов. Поэтому автор смотрит шире, концентрируя внимание не только на питании и позитивном эмоциональном настрое.
<<Оглавление>>
Книга "Психология стресса" Сапольски Роберта помогает понять физиологические процеcсы, возникающие при сложных жизненных ситуациях. Стресс появился в процессе эволюции, возникает в организме при ситуации угрозы для жизни, здоровья. Такая активизация помогает как в животном мире, так и среди людей.
В таких случаях останавливаются процессы пищеварения, развития, все силы организм направляет в те части тела, которые влияют на спасение: конечности, сердце, мозг. Идёт быстрое использование запасов углеводов. Информация об опасности, сигнал "sos" передают в органы при помощи гормонов, особенно участвуют глюкортикоиды.
Они способствуют повышению уровня глюкозы в крови, улучшают свёртываемость, повышают давление, активизируют кровообращение, усиливает распад белка, освобождая энергию. Этот гормон производит антистрессовую работу, мобилизирует организм.
Помогают также другие гормоны:
пролактин - снижает репродуктивные функции при длительном стрессе.
Автор книги "Психология стресса" Сапольски Роберт объясняет, что экономия ресурсов и распределение энергии в нужные органы обладает положительными и отрицательными эффектами. Так, возникновение расстройств пищеварения и язвы возникают также на фоне изменения физиологических процессов.
Возникновение язвы желудка происходит следующим образом:
Активизация сердечно-сосудистой системы происходит по причине необходимости защищаться или бежать, поэтому появляется учащённое сердцебиение и прилив крови к ногам и рукам. Гормоны при стрессе призваны снизить болевые ощущения, временами появляется возможность превысить собственные возможности по физическим и психическим параметрам.
Система иммунная включается, ожидая необходимости восстанавливаться при ранениях. Спустя время её деятельность ослабевает. Считается, что после стрессовой ситуации выше вероятность заболеть, подхватить инфекцию. В обратной ситуации, когда наблюдается долгая активизация иммунной системы, также возникают заболевания аутоиммунного характера. Однако есть и преувеличения, появление рака после стресса не подтверждается исследованиями.
Боль и стресс имеют взаимосвязь, могут снижать или повышать один другого. Сигнал боли говорит о необходимости заняться здоровьем, наличии определённых проблем в организме. Во время стрессовой ситуации боль может заглушаться. Интересно, что если бояться боли, то она чувствуется сильнее, а при спокойном настроении и позитивном отношении к лечению - практически не чувствуется.
Так, в ожидании поездки домой раненый меньше ощущает боль. Энтузиазм заглушает болевые ощущения. При интимных занятиях на полу можно не заметить царапину или стирание кожи, ведь мысли совсем далеко. Спокойно воспринимаем и полезную боль - после физической нагрузки, спорта, в процессе лечения. Снижает чувство боли и понимание помощи, решения вопроса.
Часто дети перестают плакать после осмотра врача, предполагая, что помощь уже оказана, возникает иллюзия выздоровления, снижения болевого порога.
Психология стресса помогает понять причины его возникновения. Это далеко не всегда только боль или страх. Перегрузка возникает в процессе умственного труда или физического, поэтому для восстановления обязательно нужен полноценный сон. Однако сложность в том, что нервное напряжение не даёт уснуть и выспаться: нарушаются процессы мышления, памяти, усвоения знаний.
В студенческие годы, особенно при подготовке к экзаменам, встречается бессонница на фоне переживаний, однако без отдыха сложно собраться и успешно сдать экзамен. Хотя может встречаться временная активизация организма и дальнейший провал - не помним, как отвечали, что учили, сдали и забыли. Влияние стресса бывает двояким: военная тревога и мобилизация или полная растерянность, утрата сил, провалы в памяти.
Например, при наблюдении аварийной ситуации запоминается общая картина без подробностей - номера, марки. В памяти остаются основные моменты, подробности упускаются.
Постоянное пребывание в стрессовом состоянии ухудшает взаимодействие нейронов, в результате ослабевает память, уровень интеллекта падает. Интересно, что очень сильная нервная нагрузка может даже вызвать потерю памяти - защитная реакция организма от неприятных событий, происходит нарушение мыслительных процессов, запоминания.
Длительные переживания ведут к снижению эрекции у мужского пола, а у женщин возникает нарушение менструального цикла. При беременности - возможны досрочные роды на фоне стресса. Если ребёнок до рождения чувствовал недостаток пищи, стресс матери - это сказывается на его развитии и будущем.
Состояние голода в период внутриутробной жизни ведёт к заболеваниям: склонности к заболеваниям сосудов, будущему ожирению, повышению уровня сахара в крови. Такая склонность к экономному метаболизму передаётся и следующим поколениям.
При повышенной тревожности матери у ребёнка появляется эффект жизни в тревоге: ждёт неприятностей, тяжелее переносит стрессовые ситуации, дольше выходит из таких состояний. Очень важен период беременности и грудной возраст. Постоянные переживания нарушают нейронные связи, ухудшают память, обучение.
Стрессовое состояние неизбежно встречается в жизни, оно может оказывать отрицательное воздействие или нет. Зависит от умения выходить из сложных ситуаций, наличия осложняющих факторов: психологические особенности, вредные привычки, способ жизни. Человеку важно уметь "нейтрализовать" стресс и минимизировать его влияние на детей.
Книга "Психология стресса" Сапольски Роберта помогает понять психологическое воздействие и способы управления стрессом. Стрессовое состояние проявляется на физическом уровне, не можем часто изменить ситуацию или общее состояние, можем лишь изменить мышление, отношение к обстоятельствам. Задача человека: учиться выходить из сложных ситуаций, избегая вредных и сложных воздействий на организм.
Интересно, что влияние стрессовой ситуации зависит от особенностей личности. Сложнее всего его переносят холерики (нетерпеливые, суетливые, слишком активные, привыкшие доминировать). Часто не могут самостоятельно выйти из сложной ситуации, нуждаются в помощи специалистов - психоаналитиков, психологов.
Конечно, не все люди впадают в депрессию на фоне стресса, обычно это происходит вследствие наличия предрасположенности - особенностей личности (меланхолический склад мышления) или неприятного опыта жизни в детские годы. Наиболее уязвимы люди, которые в детстве были лишены внимания, любви или подвергались избиению, сталкивались с обидой, насилием.
При сложностях детского периода жизни есть особенности развития и восприятия жизни, часто глюкортикоиды превышают нормы в крови. Такие люди очень болезненно воспринимают неудачи и сложности жизни, склонны к депрессивным состояниям и могут иметь суицидные наклонности. В детском возрасте встречаются нарушения развития: останавливается рост ребёнка, возникают задержки умственного развития.
Брошенные дети часто болеют, бывают даже смертельные случаи, а в случае досрочных родов можно помочь ребёнку развиваться лучше, если проявлять внимание, любовь, увеличить тактильные контакты.
Детям нужна ласка, поглаживания, общение. Прикосновения дают понять малышу, что его любят, сгладить сложности раннего развития.
Интересно, что детям часто больше нужна ласка и внимание, чем молоко, а грудное вскармливание - способ общения с мамой. Психологи проводили эксперимент среди макак, показывая двух мам: одну из металла, но с бутылочкой молока, а другую плюшевую - выбирали всегда вторую, нежную и приятную, дающую тепло и покой.
Книга "Психология стресса" Роберт Сапольски обращает внимание и на такую сложность - привыкание к беспомощности. Если с детства внушают мысли о несамостоятельности и бездарности, эффект не заставит себя ждать: дети становятся зависимыми и не могут стать индивидуальностью, нести ответственность, стать самостоятельными. При чутком воспитании и хорошем учителе, могут поверить в свои силы и расцвести. Взрослым людям также тяжело раскрыть лучшие качества, ощущая давление со стороны.
Среди самых сложных жизненных ситуаций - потеря близких людей, страхи перед смертью, одиночеством. Может помочь поддержка близких: слова утешения, забота. Сложнее всего самостоятельно переживать горе, особенно смерть родных - супруга или супруги. Возникает ощущение бессмысленности жизни, нарушается уклад жизни, появляется чувство одиночества. Проще преодолевают стресс люди, увлечённые работой, окруженные близкими людьми, заботой и любовью.
Часто люди живут в стрессовом и напряжённом состоянии, опасаясь старости и наступления смерти. Эта сложность возникает на фоне общих стереотипов - утрата здоровья, сил, ослабления интеллекта, безысходности жизни. А ведь часто возникает эффект "вторая молодость" - дети выросли, появляется больше времени, возможностей уделять время себе, путешествовать, наслаждаться жизнью, изучать что-то новое.
Часто страхи преувеличены, и старость не соответствует ожиданиям - люди чувствуют себя лучше и активнее. Во многом состояние зависит от отношения к жизни. Так, страх приближает старость и болезни, а позитивное отношение к жизни - поддерживает бодрость и здоровье. Интересно, что страх старости и смерти существует не во всех культурах. В Африке люди спокойно воспринимают переход в другой мир, а бывает, даже радуются освобождению души.
Ошибка людей - поиск новых подвигов, стремление к доказательству - ещё молодой. Именно поэтому возникают романы с младшими женщинами, тяга к подвигам. Однако не стоит перегружать организм, лучше вести спокойный и здоровый образ жизни: прогулки, зарядка. Страх не справиться с завышенными требованиями также ведёт к депрессии и переживаниям.
Книга "Психология стресса" Сапольски Роберт раскрывает особенности возникновения стрессового состояния. Человек любит всё держать под контролем, именно поэтому боимся дальних поездок, перелётов. Однако аварийные ситуации чаще встречаются на обычных трассах. Всегда сильнее действует неожиданное или непредсказуемое происшествие. Так, нежданный звук - звонок, стук- вызывает резкую реакцию, тревожность. А на привычный шум практически не реагируем.
В военное время постоянно бомбили Лондон, но стрессу больше подвергался пригород, там часто встречались болезни желудка и язва на фоне переживаний. Хотя возможность контролировать жизнь временами увеличивает нервные перегрузки. Ведь может возникать чувство ответственности, вины за происшествия.
Такая реакция бывает, когда во всех бедах человек винить себя: не досмотрел, не узнал, не уберёгся. Часто помочь избавиться от вины может психолог, а верующим - религия, исповедь.
Как снизить воздействие стресса:
Такие негативные привязанности усугубляют общее стрессовое состояние - ухудшаются отношения с родственниками, разрушаются семьи, может быть потеря работы, появляется угрызение совести и невозможность справиться с ситуацией самостоятельно. Человек теряет контроль над жизнью, скатываясь на дно.
В таком случае лучше обращаться к специалистам по лечению зависимостей, способным вытянуть из ямы, вернуть к нормальной жизни. Часто привыкание появляется, как стремление к приятному стрессу - удовольствию, росту возбуждения, желанию повторить состояние. Лучше искать рост адреналина в других полезных для человека явлениях - например, в спорте.
Бывают ситуации, которые не проходят быстро - утрата близких, отчаяние, крах надежд. Обычно сначала происходит этап переживания, слёзы о потерях, потом человек возвращается к привычной жизни. Если задержаться на этапе разочарования в жизни и саможалении, то возможна депрессия. В результате - чувство вины и потеря смысла жизни. Стоит понять - депрессию можно лечить.
Каждый пятый человек проходил в жизни период сильной апатии и обращался за помощью к врачам-специалистам (неврологам, психологам и психиатрам). Особенно сложный случай - нехватка общения, друзей, когда нет поддержки со стороны.
Если знать природу стресса, то легче избавиться от ощущения вины, взять жизнь в руки, восстановить привычный образ жизни. При сложной ситуации, понимании - невозможно справиться самостоятельно, слишком тяжёлая утрата, горе - лучше сразу сходить на консультацию к психологу, а при депрессии - к неврологу или психиатру. Конечно, важно вооружиться поддержкой, общаться с друзьями и близкими, чтобы пережить потерю или разочарование.
Автор книги "Психология стресса" Сапольски Роберт обращает особое внимание на социальный аспект его возникновения. С детских лет нуждаемся в общении, а с годами ситуация не меняется, потребность в социальных контактах только растёт. Самый сложный случай - замкнутый, гневный человек, который носит в себе постоянно гнев, злость. У таких людей часто встречаются заболевания пищеварения, язва и рак.
Сложнее всего переживаются стрессовые ситуации в одиночестве. Полезно быть в обществе, принадлежать к общей социальной группе, раньше люди жили общинами и меньше переживали депрессий. Современная жизнь изменилась, часто живём разрозненно, результат - много психических заболеваний, рост депрессивных состояний, суицидов.
Построение отношений с обществом, способность переживать сложности связано с особенностями личности, характера. Иерархия отношений среди животных - приматов, напоминает человеческое общество - есть вожаки, подчинённые, а также низший слой.
Уровень стресса зависит от следующих параметров:
Люди группы риска имеют похожий тип мышления, негативный настрой - ожидают худшего, их постоянно окружают стрессовые ситуации. Одни - заранее сдаются, другие - бесконечно в борьбе, всеоружии. Причина неудач: не сам стресс, а излишняя эмоциональность, беспокойство, ожидание его.
Автор книги "Психология стресса" Сапольски Роберт сообщает: среди везунчиков лишь пять процентов населения, они имеют иммунитет к стрессовым ситуациям - всегда веселы, бодры, заряжают позитивом, абсолютно здоровые на психологическом уровне. А значит, негатив либо принимается человеком, либо нет. Хотя врачи считают, что подавлять стресс не всегда правильно - могут быть отклонения на иммунном уровне.
Конечно, на уровень нервной перегрузки влияет нахождение в общественной иерархии. В большей степени страдают самцы, невысокого уровня, которые живут под давлением. Доминирующий бабуин имеет право отнять еду, самку, сорвать злость. Похожее влияние и в обществе. Есть подчинённые и руководители. Хотя у человека может быть несколько социальных ролей: рабочая, семейная, общественная деятельность.
У самцов низкого ранга в стаи бабуинов есть проявления бесконечного стресса:
Автор книги "Психология стресса" Сапольски Роберт замечает: в человеческом обществе существует своя система ценностей, есть иерархия, однако основывается она чаще не на силе, а статусе - обеспеченности человека. Именно материальный достаток часто становится причиной постоянных переживаний. Правильная жизненная задача - не обязательно быть первым, но нужно стремиться, быть лучше, чем вчера, повышать результаты.
Почему переживаем из-за денег? Это гарантия спокойной стабильной жизни - питание, одежда, удобства, уверенность в будущем. Есть много психологических факторов: потеря контроля над жизнью, чувство обиды, отчаяния, повышенная тревожность. Человек не может позволить себе отдых, разрядку - пойти в отпуск, сходить на плавание, заняться хобби.
В бедной семье у всех определяют высокий уровень гормонов стресса (гликокортикоидов), что сказывается на здоровье, общем состоянии. Дети также растут в состоянии тревоги и напряжения, повышенного стресса. Но больше всего влияет субъективный фактор - можно научиться жить по финансам, планировать их рост, а можно завидовать более обеспеченным семьям, постоянно переживать. Именно непродуктивные мысли ведут к постоянным переживаниям.
Интересный факт: в Литве в советское время уровень сердечных заболеваний был, как в Швеции, а в 1994 году превысил в четыре раза. Появилось ощущение, что живут хуже других стран ЕС, а в Советском Союзе были одними из лучших. Всё познаётся в сравнении, можно найти преимущества и недостатки ситуации.
Исследования подтверждают: бедные живут меньше, больше болеют, а голод первых периодов жизни неистребим, живёт на подкорке головного мозга. Очень сложно избавиться от такого стресса, научиться жить полноценно, поэтому родителям стоит побеспокоиться о нормальной жизни, питании детей, ведь закладывают будущее личности, человека.
Конечно, специфика нашего общества - большой разрыв между богатыми и бедными, рыночные отношения снижают прослойку среднего класса. В итоге страх возникает у обеспеченных за сохранение имущества, у бедных - за жизнь и будущее. Неравенство - специфика человеческого социума. В любом случае человеку нужно общаться в своём кругу, чтобы не замыкаться в проблемах, переживаниях.
Самая тяжёлая ситуация - изолирование, одиночество. Именно поэтому созданы тюрьмы, как наказание за провинность. Однако свободный человек всегда может найти друзей, близких по духу, интересам, научиться общению, получать радость от жизни.
Автор книги "Психология стресса" Сапольски Роберт уделяет много внимания физиологии стресса для объяснения его воздействия на организм. Понимая природу этого явления, проще воспринимаем состояние, связанное с защитными механизмами, оно не пугает, а заставляет задуматься, как правильно его преодолеть?
Действительно, есть риск заболеваний на фоне стрессов: сахарный диабет, ожирение, нарушения пищеварения, работы желудочно-кишечного тракта. Однако исключается заболевание раком, а другие болезни возникают не всегда, а при частых нервных перегрузках, неправильном выходе из стрессового состояния - постоянном заедании, перегрузке ЖКТ, нарушении обмена веществ. Поэтому не стоит переживать, лучше успокоиться, найти выход из ситуации или принять её, как данность.
Стресс часто - сигнал, тревога, помогает заметить сложности в жизни. Важно искать причину его, учиться контролировать реакции. Мы не можем изменить обстоятельства, но сами выбираем реакцию.
Стоит рассмотреть всё с позиции глобальных проблем, возможно, всё не так плохо и можно что-то изменить или спокойнее воспринимать.
Методы "Психологии стресса" Сапольски Роберта предполагают четыре основных способа:
Наиболее правильная стратегия - гибкая реакция, в зависимости от ситуации. Важно научиться отличать физическую реакцию и психическую, первую - снижать или использовать. На вторую воздействовать логически, мышлением. В управленческой деятельности есть свои правила работы со стрессовыми ситуациями.
При правильном распределении сил - двадцать процентов затрат времени и усилий достаточно, чтобы решить восемьдесят процентов сложных задач, снизить воздействие стрессовой ситуации. Не стоит всю жизнь посвящать борьбе с окружающим стрессом, лучше оперативно реагировать, использовать профилактику - вырабатывать психическую устойчивость.