Время чтения 12 минут
Для организации вебинара, интенсива или онлайн-курса требуются технические настройки. От них зависит успешность рассылки и работа подписной страницы. А уже от них зависит, сколько человек посмотрит ваш вебинар и сколько из них станут вашими клиентами.
<<Оглавление>>
Эта функция сейчас обязательна во многих сервисах рассылок. Это дополнительная проверка на легальность базы. Мы рекомендуем настраивать эту функцию для своей базы.
Double-opt-in — двойное подтверждение подписки на рассылку. После того, как пользователь оставляет свою электронную почту в форме подписки, на него автоматически приходит письмо с ссылкой, по которой он должен кликнуть, чтобы подтвердить свое желание получать рассылку.
Почему необходима функция 2-opt-in?
Вы можете сказать, что при функции double-opt-in теряется часть аудитории. Да, из 100% оставивших вам свой адрес процентов 10 могут и не подтвердить его. Однако эта аудитория с большой вероятностью отсеялась бы после приветственной серии или даже раньше.
Мы рекомендуем делать дополнительно страницы с просьбой подтвердить электронный адрес и с благодарностью за подписку, чтобы пользователь не забыл подтвердить свое желание получать рассылку.
Без электронных подписей рассылка будет невозможна. Но подписи придуманы не для того, чтобы усложнить жизнь владельцам рассылок: они — гарант надежности вас как отправителя перед почтовыми сервисами.
Для чего нужны электронные подписи?
Их основная цель — борьба со спамом и фишингом. SPF-запись подтверждает подлинность отправителя, проверяя IP-адрес, DKIM подтверждает подлинность путем добавления подписи с именем домена, а подпись DMARC используется для борьбы с фишингом — подделкой писем.
Подписи настраиваются с двух сторон: на сервере (сервисе рассылок) и DNS домена. Сервисы рассылок добавляют SPF-запись и DKIM-подпись в письма своих клиентов автоматически. Они указывают IP-адрес и домен сервера рассылок. То есть, каждое сообщение отправляется фактически с сервиса рассылок, хотя адрес отправителя может не соответствовать домену в подписи.
Настраивать личную DKIM-подпись необходимо для настройки постмастера Mail.ru, потому что он сравнивает адрес в DKIM-подписи и в самом письме и не примет подпись от сервиса рассылок. Постофис от Яндекса работает иначе и домен с подписью DKIM не сравнивает.
SPF-запись (Sender Policy Framework) — это система для предотвращения рассылки спама, которая подтверждает подлинность отправителя, проверяя его IP-адреса. SPF-запись домена ограничивает список серверов, с которых разрешено отправлять письма от имени этого домена, и помогает избежать потери отправленных писем.
Для настройки SPF-записи необходимо также настроить запись MX. В MX-записи прописывается сервер, который принимает почту для вашего домена.
Если домен делегирован на Яндекс, то настроить все можно внутри админ-панели Яндекса. Если нет, тогда следуйте нашей инструкции для настройки MX и SPF.
1. Заведите новую MX-запись и используйте эти параметры:
2. Удалите все прошлые MX-записи и TXT-записи, которые не указывают на серверы Яндекса.
3. Смотрите результаты настройки MX-записей на сайте: http://connect.yandex.ru/pddСтатус домена перейдет из «Ожидаем установки MX-записей» на «Подтвержден». Распространение информации об изменении записей MX занимает в среднем от нескольких часов до 2-3 суток
Если на вашем домене уже размещены почтовые ящики, то после удаления предыдущих значений MX-записей новые сообщения будут поступать уже на серверы Яндекса. Перед удалением вам необходимо завести все нужные вам адреса, продублировав их с предыдущего хостинга.
Создав почтовые ящики, вы можете перенести все старые письма на почтовые серверы Яндекса при помощи сервиса миграции. Он будет доступен после перехода домена в статус «Подключен». Сервис миграции доступен по ссылке.
Рекомендации по настройке MX-записей:
Для настройки SPF-записи у вас должен быть доступ к редактированию DNS-записей домена. Этот доступ предоставляется через веб-интерфейс на сайте регистратора или владельца хостинга.
Добавьте запись со следующими параметрами:
• Имя поддомена: @
• Тип записи: TXT
• Данные: v=spf1 redirect=_spf.yandex.ru
В случае, если интерфейс DNS не принимает символ @, введите имя домена с точкой в графе «Имя поддомена».
Инструкции для популярных доменных регистраторов есть на Яндексе.
DKIM (DomainKeys Identified Mail) — это технология для удостоверения подлинности отправителя путём добавления специальной цифровой подписи, которая связана с именем домена. Наличие этой подписи подтверждает, что это электронное письмо было отправлено с этого адреса, и определяет его достоверность.
Электронная подпись автоматически добавляется к каждому сообщению на почтовом сервере отправителя. Сам отправитель не может установить электронную подпись, если он не администратор сервиса, с которого ведет рассылку.
Использование технологии DKIM подразумевает проведений модификаций программного обеспечения почтовых серверов и клиентов. Чтобы письма корректно отображались, необходима поддержка технологии DKIM обеими сторонами — и отправителем, и получателем.
Пример DKIM-подписи в заголовках:
Первый вариант настройки DKIM:
Второй вариант настройки DKIM:
DMARC (Domain-based Message Authentication, Reporting and Conformance) — техническая спецификация, которая призвана бороться с подделкой писем. Настраивая DMARC, вы убережете себя от подделки ваших писем (фишинга). Мы рекомендуем делать настройку этой функции, только если вы знаете, что кто-то подделывает вашу рассылку (занимается фишингом).
Благодаря настройке DMARC владельцы доменов могут создавать правила, что делать с письмами, которые были отправлены с неавторизованных доменов.
Перед настройкой DMARC необходимо настроить SPF-запись и DKIM-подписи, так как DMARC использует эти подписи. Если отправленное сообщение не проходит проверку по SPF и DKIM, то оно не пройдет и DMARC. Если сообщение прошло или SPF, или DKIM, то и DMARC пройдет.
Для настройки DMARC необходимо в записи DNS домена добавить записи в текстовом формате TXT. Название новой записи должно быть в формате «_dmarc.vashdomen.ru», где vashdomen — название вашего домена. То есть, в нашем примере — это формат «_dmarc.shkola.ru».
Теги, которые можно использовать в TXT-записи:
Название | Значение тега | Пример | Обязателен? | Дополнительные параметры |
v | Название протокола | v=DMARC1 | да | |
p | Правила для домена | p=quarantine | да | none — не принимать действий quarantine — отправлять в спам reject — отклонять сообщения |
aspf | Режим, проверяющий соответствие домена, для SPF-записей | aspf=s | нет | r (relaxed) — разрешает неполное совпадение, например, субдоменов основного домена s (strict) — разрешает только полное совпадение |
pct | Процент сообщений, которые подлежат фильтрации | pct=50 | нет | |
sp | Правила для субдоменов | sp=quarantine | нет | none — не принимать действий quarantine — отправлять в спам reject — отклонять сообщения |
rua | Адрес для отчетов | rua=mailto:admin@vuz.ru | нет |
Если вам нужны отчеты (тег rua) на другой домен, а не на домен DMARC, тогда разместите TXT-запись для другого почтового домена.
Например, если домен с DMARC — shkola.ru, а получать отчеты вы хотите на домен vuz.ru, необходимо в DNS домена vuz.ru добавить такую TXT-запись: shkola.ru._report._dmarc.vuz.ru со значением «v=DMARC1».
Примеры правил, которые вы можете задать при настройке DMARC:
Постмастер — это сервис почтовой службы, через который можно отслеживать техническую информацию о вашей рассылке и доставляемость писем до людей с определенной почтой. Например, в постмастере Mail.Ru вы сможете увидеть, сколько процентов писем из отправленных на домены mail.ru, list.ru, bk.ru, inbox.ru, mail.ua доходят до адресатов.
Регистрация в постмастере службы дает дополнительное преимущество для репутации отправителя и возможность своевременно реагировать на доставляемость писем. Вы сможете своевременно видеть блокировку и выяснять причины.
У основных почтовых провайдеров есть Постмастеры:
Дата — постмастер показывает все отправленные письма на адреса клиентов Mail.ru. Также можно выбрать статистику за неделю и за месяц, она будет более обобщенной, а показатели будут рассчитаны исходя из этого периода.
Письма — показывает количество писем, которые были отправлены в Mail.ru. Неверные адреса не учитывает.
Жалоб — показывает количество нажатий кнопки «Это спам» за выбранный период. Обратите внимание, что этот показатель учитывает все письма с вашего домена, на которых пользователи нажимали спам, а не только те, которые были отправлены в определенную дату. Этот показатель будет не пустым, даже если в этот день вы ничего не отправляли.
Репутация — показывает средний процент жалоб на ваши письма за последние 30 дней. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Каждый день репутация захватывает разный промежуток времени, поэтому она меняется.
Тенденция — показывает изменение среднего процента жалоб за последнюю неделю (7 дней) по отношению к среднему проценту жалоб за последний месяц (30 дней). Рядом с этим показателем указывается красная стрелка вверх (увеличение количества жалоб) или зеленая стрелка вниз (уменьшение количества жалоб). Чем ниже показатель, тем лучше.
Прочит. — показывает количество открытых писем за сутки (неделю или месяц). Обратите внимание, что этот показатель отражает неуникальные открытия, поэтому если пользователь откроет одно ваше сообщение 5 раз, то в этом показателе у вас будет +5.
Удал. прочит. — показывает, сколько писем пользователи удалили после того, как прочли вашу рассылку.
Удал. непрочит. — показывает, сколько писем пользователи удалили, даже не открывая.
Доставлено — показывает процент писем, который был доставлен пользователям в папку «Входящие» за сутки (неделю или месяц). Этот показатель делится на три части:
Показатель «Доставлено» не учитывает пользовательские антиспам-фильтры. То есть, если пользователь нажал кнопку «Это спам», а вы продолжаете слать ему письма, то ваши письма автоматически будут приходить в папку «Спам», но для постмастера они будут в зелёном статусе «Доставлено».
В этой вкладке вы можете наглядно сравнивать между собой показатели и визуально выявлять зависимости. Поддерживает сравнение данных за неделю, месяц и год.
В этой вкладке Постмастер показывает статистику жалоб за сутки, количество пользователей, которым система не доставила письма из-за ошибки сервиса. Также в этой вкладке показываются ошибки, связанные с электронными подписями DMARC и SPF.
Другие функции постмастера:
— настройка аватара для домена;
— подключение FBL — функции подробного отчета о жалобах на спам;
— возможность получения технических данных рассылки в автоматическом режиме (API).
Mail-tester - это полезный сервис, который позволяет получить оценку для вашего письма на спам по определенным критериям, а также проверить подписи DKIM и SPF.
Для проверки вышлите тестовое письмо на адрес, который предложен сервисом и нажмите на кнопку. Сервис выставляет общий балл по шкале от 1 до 10 и проверяет по таким критериям, как:
Вы можете посмотреть подробную информацию по каждому пункту и устранить недочеты, чтобы ваша рассылка доходила до получателей.
Напоминаем, что для того чтобы не попасть в спам, необходимо проверять каждую ссылку, которую вы собираетесь дать. Логика почтовых служб простая: если в рассылке встречается ссылка с плохой репутацией, значит, скорее всего отправитель тоже спамер. Mail Tester в этом также помогает.
FBL (Feedback Loop) — это возможность отправителю получать информацию о том, кто из его подписчиков пожаловался на письмо и какое именно. Иными словами, это информация, которую вам предоставляет почтовый провайдер о жалобах пользователей. FBL-отчеты помогают автоматически отписывать пользователей от рассылки и корректировать содержание рассылок благодаря анализу количества жалоб на спам.
Он есть у многих иностранных провайдеров, например, Hotmail, AOL и Yahoo. У Gmail вместо FBL есть строка List-Unsubscribe. Она позволяет отслеживать, что и кому было отправлено. С помощью дополнительных настроек создается аналог FBL, собирая данные.
В рунете эту функцию поддерживает Mail.ru. Yandex прекратил поддержку FBL, у него такая же строка, как у Gmail. Её можно настроить в теле письма.
FBL у Mail.ru настраивается в постмастере после подключения домена. После настройки FBL на указанный адрес будут приходить отчеты в ARF-формате (Abuse Reporting Format).
Спам-фильтры обращают внимание на то, откуда отправляются письма. Репутация домена и IP-адрес влияют на доставляемость писем. До многих получателей ваши письма не дойдут, если ваш домен или IP заспамят. Выделенный IP-адрес — это гарант того, что с IP-адреса отправляете письма только вы, и другие отправители не смогут повлиять на вашу репутацию.
Спам-фильтры учитывают:
Если с IP-адреса ведётся несколько рассылок и одна из них блокируется спам-фильтрами, многие письма второй рассылки будут также не доставлены из-за блока. Если IP-адрес попадает в блок, бесполезно менять почту, с которой вы ведете рассылку, письма все равно не будут доставлены.
Выделенный IP необходим, если вы хотите сами регулировать доставляемость своих сообщений и не хотите, чтобы другие рассылки влияли на вашу. Многие сервисы рассылок предоставляют выделенный IP-адрес для своих клиентов.
Технические настройки позволят вам грамотно и легально вести рассылку, а также собирать проверенную базу подписчиков, которые хотят получать ваши письма. Позаботьтесь обо всех настройках до запуска воронки, чтобы избежать проблем и не терять в процессе своих подписчиков.
Тематика: Блог, Email маркетинг