Время чтения 13 минут
Новые технологии меняют почти все сферы жизни человека. Ещё относительно недавно, в начале 80-х, интернет только стал общедоступным. А сегодня уже и день прожить без смартфона, подключенного к сети, кажется вызовом для любого. Такие радикальные перемены в повседневной жизни людей неизбежно приводят к изменению бизнес-моделей.
Вместе с традиционным маркетингом в архивы истории отправляются и устаревшие схемы продаж. Прямо сейчас на замену интернет-магазинам приходят торговые онлайн-площадки и прайс-агрегаторы (маркетплейсы). Об этом и многом другом поговорим в данной статье.
<<Оглавление>>
В историческом значении маркетплейсом называют рыночную или биржевую площадь, поскольку происходит термин от английских слов market (рынок) и place (место). Другими словами это место, где традиционно встречаются продавцы и покупатели.
В сфере электронной коммерции маркетплейсом называют онлайн-площадку, которая собирает, систематизирует и предоставляет информацию посетителю о продуктах и услугах компаний, зарегистрированных на ресурсе. При этом у потенциального покупателя есть возможность удобно изучить продукт, сравнить его с другими и принять решение о покупке.
Главная задача маркетплейса — увеличить продажи всех его участников. Достигается это за счёт более простой коммуникации между продавцами и покупателями. А также благодаря одинаковому для всех месту продажи, которое удобное и понятное всем участникам рынка.
В некоторых вещах они довольно схожи. И там, и там есть продукт, есть поставщик и есть сайт, помогающий продавать товар. Но есть и принципиальные отличия:
Отличительные черты маркетплейса:
Условно можно обозначить 2 основных типа маркетплейса в зависимости от типа предложений, которые там можно размещать:
Дополнительно можно выделить гибридные маркетплейсы. Они включают в себя серьёзную информационную составляющую, предлагают дополнительные услуги.
Например, на TripAdvisor вам доступна информация об отелях, ресторанах, кафе и т.д. Более того, вы там можете приобрести авиабилеты, оформить столик в ресторане или забронировать номер в гостинице. Таким образом вы получаете и услугу, и информацию об этой услуге, основанную на отзывах и рейтингах других пользователей.
Традиционно маркетплейсом являются обычные рынки, где представлено много продавцов и куда заходит много покупателей. Первые арендуют точку, где могут продавать свой товар или услугу. Вторые имеют широкий выбор предложений. На смену рынкам пришли супер- и гипермаркеты, торговые центры. То есть это тот же рынок с широкой номенклатурой товаров, разделённых по категориям. Только он более простой, удобный и понятный потребителю.
А с развитием электронной коммерции (которая продолжает расти), стали появляться онлайн-маркетплейсы. Яркие примеры последних:
В последнее время на рынке СНГ активно растёт ниша удалённого обучения. Наличие огромного количества экспертов и онлайн-школ из разных сфер создало потребность в новых маркетплейсах, которые бы собирали их всех в одном месте. Так появились маркетплейсы по удалённому обучению, где представлены курсы, тренинги, эксперты и онлайн-школы: salid.ru, info-hit.ru, samopoznanie.ru.
Есть и более узкие маркетплейсы по удалённому обучению, например, украинский стартап preply.com собрал в одном месте репетиторов по изучению иностранных языков.
Любая новая бизнес-модель появляется, как более эффективная альтернатива старой. Так, во времена, когда не было интернета, продавать товары можно было через рекламу на радио, телевидении, баннерах, вывесках или через холодные звонки. Приходилось предлагать продукт всем, в надежде, что кто-то его купит. Покупатель же мог только выбирать другой канал или не выбирать вовсе.
Сейчас ситуация изменилась. Люди не любят навязывания продукта. Сегодня всем свойственно избегать лишней рекламы, не обращать на неё внимания или вообще блокировать. В 80% случаях решение о покупке принимается после прочтения отзывов и изучения информации в интернете. Это послужило толчком к появлению интернет-магазинов.
Вскоре появилась другая бизнес модель, называемая в западных странах “on-demand экономикой”. Её главное отличие — быстрое, удобное и относительно дешёвое удовлетворение потребности. Все товары и услуги здесь продаются или предоставляются на основе временного пользования, а не владения. Именно этой модели следуют современные маркетплейсы.
Поставщик товара или услуги не создаёт свой интернет-магазин (не владеет им), а присоединяется к существующей торговой площадке (временно пользуется). Это то же самое, как если бы продавец арендовал точку на рынке, где он продаёт свой товар или услугу.
Доходом маркетплейса чаще всего является комиссия за каждый оплаченный заказ. Но есть примеры компаний, доход которых только на этом не ограничивается. К примеру, они выпускают собственный продукт или услугу, как в случае с логистическими компаниями.
К отдельным маркетплейсам проявляют интерес и почтовые сервисы, которые уже имеют настроенную и проверенную временем логистическую и платёжную инфраструктуру.
Помимо этого, поставщикам могут предлагаться различные премиальные сервисы, такие как: таргетированные рассылки, промо-размещение, появление в поисковой выдаче и т.д.
У данной бизнес-модели есть три заинтересованных стороны:
О выгодах маркетплейса уже было сказано ранее, а вот о выгодах покупателей и поставщиков поговорим чуть подробнее.
Преимущества пользования маркетплейсом для потребителя:
Преимущества размещения в маркетплейсе для поставщиков (товаров/услуг):
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что размещение в маркетплейсе будет полезно всем, кто:
Ещё никогда мир не менялся так быстро, как сегодня. То, что 10 лет назад казалось почти невозможным, сегодня обыденная реальность. И тот, кто способен смотреть на перспективу, получает конкурентное преимущество.
Говоря об этом, нужно понимать 3 важных аспекта:
Для подавляющего большинства людей любые прогнозы на будущее выглядят слишком невозможными. 10 лет назад многое из того, чем мы пользуемся сегодня, казалось почти нереальным. Возьмём для примера смартфоны, возможности которых сейчас превосходят топовые ПК начала 2000-х. Шутка ли, камеры со съёмкой в разрешении 8к не менее 60 кадров в секунду? Напомним, что в 2010 лучшая камера от GoPro только научилась снимать в HD-формате и отказалась от батареек ААА в пользу аккумулятора.
Бизнес-модели сменяют друг друга вместе с новыми технологиями. Телевидение, радио, мобильные телефоны, интернет, ПК, банковские карты, социальные сети и мессенджеры. Всё это видоизменяло бизнес и заставляло его выдумывать новые способы взаимодействия с клиентом.
Те, кто первыми встречают надвигающиеся тренды, получают самый большой кусок пирога. Нравится это кому-то или нет. Те, кто первыми в своё время спохватились за производство и продажу автомобилей, телефонов, компьютеров, видеоигр и прочего — стали миллиардными корпорациями, названия которых сегодня лишний раз даже упоминать не приходится. Их знают все.
Теперь поговорим об этих самых трендах на ближайшее десятилетие.
Во-первых, всё будет оцифровываться и выходить в онлайн. Посмотрите сами, куда идёт мир:
Говорит ли всё это о том, что мы стоим на пороге новой цифровой эры, где всё будет происходить удалённо? Не говорит. Кричит.
Во-вторых, что касается электронной коммерции, то вскоре все мелкие интернет-магазины будут замещены маркетплейсами. Просто потому что эта бизнес-модель сильно упрощает всем жизнь и доказала свою жизнеспособность. По статистике в маркетплейсах уже делается более 50% всех онлайн-продаж в мире. То есть каждая вторая.
О чём это говорит? Мелким магазинам будет всё тяжелее конкурировать с гигантами, которые с большой вероятностью поделят весь рынок в ближайшие пару лет. После этого рост рынка прекратится или сильно замедлится. Те, кто к тому моменту займут хорошее положение в маркетплейсах, найдут свою аудиторию, наработают базу отзывов и рейтинг — окажутся в выигрышной позиции. Те же, кто захочет зайти и “выстрелить” своим продуктом потом, встретят сильное сопротивление. Аудитория маркетплейсов уже не будет расти, а переманивать покупателей у конкурентов будет сложно.
Важно помнить, что подобные возможности открыты временно. Не потому что так кому-то хочется, а потому что мир постоянно развивается. Те, кто вовремя запрыгивают на поезд, преуспевают. Остальным остаётся только наблюдать за чужим успехом, сожалеть об упущенной возможности и говорить “им просто повезло”.
Почти во всех нишах уже есть работающие маркетплейсы, где продаются товары или услуги. Большая часть ниш уже активно “подминается” маркетплейсами последние 10 лет.
Еда, доставка, электронная и бытовая техника, спортивные товары, канцелярия, одежда, обувь, аксессуары, косметика, развлечения, кино, такси, авиабилеты, бронь отелей и многое-многое другое уже во многом поделено между основными “игроками”. Процесс ещё идёт, но основной расклад сил уже ясен.
Что касается ниши удалённого обучения в СНГ, то здесь ситуация несколько отстаёт от тренда в вышеупомянутых сферах. Рынок относительно молодой и до конца не сформированный. Однако уже сейчас вырисовывается несколько онлайн-маркетплейсов, претендующих на значительную долю рынка в будущем, вроде САЛИД, Инфо-Хит и некоторых других.
Площадка САЛИД — это Маркетплейс в нише удалённого обучения. Здесь могут размещаться эксперты, онлайн-школы и другие учебные заведения, чтобы предлагать свои курсы, вебинары, тренинги и другие обучающие программы.
Одним из главных концептуальных отличий САЛИД от других игроков на рынке является особая система сортировки контента, разбивки на категории и подкатегории, предоставлении возможности каждому эксперту занять свою узкую нишу на ресурсе и успешно продавать свои обучающие программы.
Весь контент делится на 18 категорий, в каждой из которых человек находит нужные ему материалы: полезные статьи, просматриваемые видео, ближайшие вебинары, бесплатные курсы и т.д. Кроме того, он видит популярных экспертов и проверенные онлайн-школы.
Эксперты и учебные заведения, размещенные на САЛИД, смогут расширить свою аудиторию и создать для себя ещё один актив, приносящий доход. В то же время Маркетплейс позволяет любому начинающему специалисту найти свою аудиторию и наряду с передовыми тренерами оказывать свои услуги и продавать свой продукт.
Регистрация в Маркетплейсе САЛИД
Условия размещения:
Попросите своих учеников оставить отзывы на вашей странице САЛИД. Помните, что свыше 75% ваших потенциальных клиентов перед принятием решения о покупке читают отзывы в интернете. И доверие к отзывам на независимых агрегаторах всегда выше, чем к отзывам на сайтах школ или авторов.
Вместе с проведением обучения для новых клиентов следите за тем, чтобы количество положительных отзывов также росло. Это поможет привлечь к себе внимание внутри самого маркетплейса, продвинуть страницу выше в поисковых запросах и увеличить количество клиентов.
Поддерживайте свою страницу в презентабельном виде: актуализируйте и добавляйте информацию на САЛИД.
Резюмируя всё вышесказанное, можно выделить 5 ключевых мыслей:
Тематика: Интернет-магазин, Открытие бизнеса, Блог, Партнёрские программы