Время чтения 9 минут
Личностный рост и техники саморазвития личности – это сфера, упоминание о которой может вызвать диаметрально противоположные реакции. С одной стороны, понятия «личностный рост», «саморазвитие», у многих ассоциируются с чем-то неприятным и сектантским. «Один мальчик чересчур увлекся саморазвитием, и знаете, что с ним произошло?..». С другой стороны, те, кто имеет опыт жизненной трансформации, кто нашел свою «подлинную» суть, понимают, что этот процесс должен как-то называться. Саморазвитие имеет разные названия – самоактуализация, обретение цельности, самопознание.
Несмотря на широту этих терминов, процесс саморазвития заключается в небольших и вполне конкретных шагах по работе над собой. Для чего он необходим? Все большее количество людей испытывают такие трудности, как профессиональное выгорание, отсутствие смысла в своей деятельности, соматические нарушения на этой почве. В этой статье мы рассмотрим значение памяти, внимания и навыков самомотивации, а также эффективные способы улучшить эти функции.
<<Оглавление>>
Как-то раз древнегреческий философ Сократ решился примкнуть к местным войсками. Когда колонна двинулась в путь, философ задумался над очередной задачей и остановился, размышляя. Придя в себя, Сократ обнаружил, что колонна войск далеко ушла, а сам он стоит посреди дороги уже несколько часов.
Каждый человек может развить способность концентрировать внимание на избранном предмете. Говорят, лучший способ добиться выполнения работы – поручить ее занятому человеку. В отличие от бездельника, он возьмет задачу в оборот, и она будет решена быстрее. Максимальное количество дел можно завершить, только поочередно концентрируясь на каждом из них.
Основанием внимания всегда является интерес. Мы не можем подолгу концентрироваться на предмете, который не вызывает интереса и желания им заниматься. Иногда интерес может ослабнуть. Это происходит, когда цель представляется слабо достижимой, если человек в чем-то разочаровывается. Также интерес к работе может пропасть по причине болезни или несоответствующего социального окружения. Есть контингент людей, которых совершенно не интересует саморазвитие, они расценивают работу над собой как пустую трату времени.
Многие интеллектуальные техники саморазвития личности построены на улучшении качества внимания. Например, это решение головоломок, логических задач. Они помогают активизировать «вычислительную машину», которая находится у каждого в голове, учат мозг находить решение в сложной ситуации. Большой популярностью для развития логики до сих пор пользуется «Кубик Рубика». Математики подсчитали, что общее количество комбинаций его граней составляет порядка 43 триллионов. Также ученые, которые исследовали эту игру, доказали: оптимальное количество ходов, за которые можно сделать каждую из граней головоломки одноцветной, равно 45. Решать «Кубик Рубика» можно в течение дней и недель. Самый быстрый результат в решении «Кубика» показал Минь Таи – студент китайского происхождения из США. Он решил головоломку за 23 секунды.
Важным для тренировки внимания является не только развитие умения наблюдать, но и умение слушать. Порядка 80% времени бодрствования человек проводит общаясь с другими. Половина этого времени составляет слушание. Но психологами установлено: люди используют этот навык лишь на четверть. Например, в 1977 году произошла авиакатастрофа – разбился самолет над Канарскими островами. Это произошло только из-за невнимательности пилотов к передаваемым по радио командам.
В одной из больниц медсестра невнимательно слушала больного, который что-то пытался сказать о своей аллергии на лекарство. В результате, больному была сделана инъекция, из-за которой он погиб.
Но неспособность слушать приводит не только к исключительным катастрофам. Этот вид невнимания является частой причиной разводов – люди не слышат (или не хотят слышать) то, что говорит им супруг (-а).
Те, кого интересуют техники саморазвития личности, могут воспользоваться специальными сборниками упражнений, или найти для себя подходящие в сети Интернет. Предлагаем несколько способов, которые помогают развивать внимание и умение слушать:
Ни творческое саморазвитие, ни карьерный рост не будут успешны без желания работать и достигать результатов. Что делать, если желания для выполнения каждодневной работы явно не хватает? Рассмотрим технику из области нейролингвистического программирования, которая поможет вовремя с этим справиться.
Заключается она в следующем:
Обычно сразу после выполнения этой техники появляется нужный настрой и энергия. Трудности могут возникнуть у тех, кто обладает слабым воображением, или же истощен эмоционально.
Интеллектуальное развитие как часть общего развития личности невозможно без хорошей, прочной памяти. Богиня памяти у древних греков – Мнемозина – была матерью остальных девяти муз. Практически все выдающиеся личности обладали хорошей памятью.
Многие из них особенно ценили в ней способность к забвению. Беседу о том, как улучшить память, полезно начинать именно с этого свойства. Умение запоминать главное и забывать менее необходимое – признак здоровой памяти.
Психология разделяет память на три типа – образную, логическую, а также эмоциональную. Первая из них по-другому называется памятью чувств. Именно благодаря образной памяти мы помним вкус мороженого и хлеба, очертания гор, взлет самолета, теплоту рукопожатия, холод металла и мягкость бархата. Эмоциональная память очень тесно связана с образной. Когда человек переживает какие-либо события, он волей-неволей воссоздает их в воображении. Но все же это разные виды памяти. Люди, в зависимости от эмоционального восприятия, по-разному пересказывают фильмы, имеют разное отношение к одним и тем же событиям.
Логическая память позволяет запоминать слова, концепции, формулы. Как и предыдущие два вида памяти, она придает человеку индивидуальность. Например, у известного академика спросили о том, помнит ли он научный конгресс, который происходил три десятка лет назад. Оказалось, что ученый не только детально помнил всех присутствующих и тему этого конгресса. Физик-теоретик даже по прошествии времени с легкостью воспроизвел основные доказательства каждого из мировых светил, записал на доске их доказательства и формулы. Когда же его спросили, во что были одеты присутствующие, этого ученый вспомнить не смог.
У каждого человека есть все три вида памяти. Но ведущим является один из них, хотя все они существуют бок-о-бок. Помимо этого, даже образная память может быть разной – кто-то лучше помнят информацию, воспринятую на слух. Другие запоминают визуальные образы, у них больше развита зрительная память. Она, в свою очередь, тоже различается. Один лучше запомнит краски и форму объекта, другой – линии и его форму.
Не все техники саморазвития личности включают для себя упражнения для развития памяти, но без этого качества невозможно достичь высот во многих областях. Первое, что необходимо для хорошего запоминания – это умение осмыслить материал, проследить логические закономерности. Если вы обнаружите, что ваша память далека от идеала, не отчаивайтесь. Главное – помнить основные правила работы над собой. Это труд, регулярность и упорство.
Главная заповедь, позволяющая улучшить способность к запоминанию – повторение. Ученые сравнивают повторение с протаптыванием тропинки. Она появляется, когда люди многократно ходят по одному и тому же маршруту. Как правильно выполнять процесс повторения? Для этого необходимо многократное восприятие материала и его воспроизведение. Сначала нужно пытаться припомнить материал, после этого – рассказывать полностью. Если какая-то деталь выпала из памяти – не нужно торопиться заглядывать в учебник или книгу. Лучше «заглянуть» в глубины памяти.
Для того, чтобы улучшить образную память, можно тренироваться на запоминании пейзажей. Для этого во время прогулки необходимо стараться запомнить окружающую обстановку, закрывать глаза и пытаться воспроизвести в воображении увиденное. Затем нужно открыть глаза и сверить картинку с реальностью. Со временем отпечаток в зрительной памяти будет становиться все более четким и ярким. Этот способ часто использовался среди разведчиков – они могли в считанные секунды запомнить окружающую обстановку.
Также эффективно запоминать материал, применяя ассоциативный метод. При запоминании нужно не просто пытаться запомнить излагаемые факты, а и подбирать к ним имеющиеся из своего опыта аналогии. Например, чтобы запомнить сложный топоним «Гвадалквивир», можно запомнить фразу «глотал кефир».
Техники саморазвития личности, целью которых является улучшение памяти, часто используют прием под названием мнемоника. Но на самом деле он стар, как мир. Мнемоника была изобретена еще в Древней Греции. Чтобы запомнить большое количество разнородных фактов, нужно вообразить себе город с улицами, или дом с комнатами. На каждой из улиц или комнат будут находиться нужные воспоминания.
Используя техники саморазвития личности, можно угодить и в некоторые ловушки. Рассмотрим самые распространенные из них.
Если пристальнее приглядеться к сюжетам различных сказок, можно увидеть: техники саморазвития личности имеют немало общего с народными преданиями. Главный герой нередко должен отправиться в путешествие за тридевять земель, пройти множество испытаний и заплатить дорогую цену, чтобы вернуться совершенно другим человеком. Именно поэтому нас так часто манят недостижимые миры – сюжеты книг, буддийские монастыри, путешествия на край света. Мы хотим уехать далеко, чтобы обрести то, что всегда с нами – самих себя.
Ирвин Ялом писал: «Человек может искупить прошлое, только меняя будущее». Некоторые плохо представляют себе процесс саморазвития, считая, что невозможно найти «волшебную таблетку», позволившую бы полностью изменить жизнь и справиться с проблемами. Но под словом «саморазвитие» на самом деле стоит процесс работы над собой. Методики саморазвития личности могут применяться в самых разных жизненных сферах – один человек работает над собой как над профессионалом, другой хочет вылепить из себя лучшего члена семьи. Самое главное в процессе личностного роста – понять, в чем заключаются цели и желания. А затем необходимо это желание воплотить в действие.