Что такое вебинар? Как заработать на вебинарах?

Время чтения 7 минут

Вебинар (онлайн-семинар, веб-конференция) — это мероприятие (встреча, семинар, лекция) онлайн в режиме реального времени. Часто он представляет собой выступление спикера или спикеров с получением обратной связи от зрителей. Этот формат всё более популярен в сети, потому что дают возможность учиться из любой точки мира в удобное время.

Во время вебинара пользователи находятся за своими компьютерами или смартфонами и связываются по интернету. Онлайн-лекции — удобный вариант обучения, поэтому пользователи на них записываются, а эксперты всё чаще приводят свои знания к формату онлайн-лекций.

<<Оглавление>>

Возможности вебинаров

Возможности вебинаров ограничиваются только функционалом площадок, на которых они проводятся. В зависимости от темы и желаний организатора онлайн-лекция включает в себя такие элементы:
• видеотрансляцию с участием одного или нескольких ведущих;
• просмотр фото и видео, загруженных из внешних источников;
• показ презентации с основной информацией;
• текстовый чат;
• демонстрация рабочего стола ведущего;
• доска для рисования;
• передача ссылок и файлов участникам;
• опросы и голосования с результатами онлайн;
• запись трансляции для дальнейшего использования;
• передача прав управления комнатой от ведущего спикерам.

Преимущества вебинаров

1. Интерактивность. Быстрый обмен информацией в режиме реального времени и возможностью обсуждения. Зрители сразу получат ответы на свои вопросы от докладчика в чате. Докладчик в свою очередь получает обратную связь от аудитории и проводит опросы.
2. Доступность. Смотреть лекции можно из любой точки мира, но организаторы всегда должны указывать время с указанием часового пояса. У многих трансляций предусмотрена запись, поэтому те, кто не присутствует онлайн, посмотрят позже в записи. Многие спикеры даже выделяют время для ответов на вопросы после вебинара.
3. Удобство. Для онлайн-лекции не нужна аренда помещения, кофе-брейки, время на дорогу, тем более в другой город. Смотреть и проводить вебинар можно из любого места, подготовка условий вроде коворкинга не нужна. Многие мобильные устройства адаптируются под видеоформат, а площадки выпускают мобильные приложения для удобства пользователей. 
4. Простота. Подключиться к трансляции можно в пару кликов, не устанавливая на свой компьютер или смартфон дополнительное программное обеспечение. А настроить вебинар несложно: это может сделать сам эксперт или делегировать задачу своему помощнику или нанять фрилансера.

Виды вебинаров

Появляются новые виды вебинаров, и они отличаются друг от друга:
1. Стоимостью:
• платные — нужно оплатить участие;
• бесплатные — требуются только контакты участников.
2. Содержанием:
• продающие — основная информация — про онлайн-продукт и его пользу;
• обучающие — спикер рассказывает полезную информацию, которую зрители при желании используют;
• обучающие с последующей продажей — спикер даёт пользу и в конце лекции рассказывает о своих платных продуктах, дающих более глубокую информацию.
3. Доступом к участию и просмотру:
• открытые — доступны всем желающим, кто оставит свои контактные данные;
• закрытые — приглашения рассылают участникам групп, онлайн-курсов или клубов.
4. Способом подачи основной информации:
• обзор — такая онлайн-лекция охватывает информацию «по верхам» и не предусматривает её глубокую проработку, он обобщает информацию и знакомит зрителя с новой темой; 
• глубокий анализ — противоположный предыдущему — требует глубокой и экспертной проработки одного вопроса в большой теме;
• вопрос-ответ — в такой лекции минимизировано количество теоретической части от спикера, а основная суть — ответить на вопросы зрителей; подразумевает, что пользователи уже «в теме»; 
• пошаговый план — вы даете полную стратегию как поступать в конкретной ситуации; бонусом к такому вебинару может стать чек-лист или конспект.

Как проходит вебинар?

Для каждой обучающей трансляции создается своя страница захвата (подписная страница, лендинг). На этой странице дана основная информация о спикере, теме вебинара и основных тезисах предстоящего события.

Лендинг для вебинара: как проходит вебинар

1. Пользователь оставляет свои контакты на странице.
2. Ему приходит письмо с подтверждением регистрации или уведомление о том, что он включен в список участников. Если участие платный, приходит ссылка на оплату и пользователь платит за своё присутствие.
3. В день онлайн-лекции приходит письмо со ссылкой на специальную платформу, на которой будет идти трансляция.
4. При переходе по ссылке пользователь попадает на трансляцию.
5. Если предусмотрено, пользователь участвует в трансляции — задает вопросы, участвует в голосованиях, реагирует плюсами, восклицательными знаками или ответами на вопросы спикера. Если не предусмотрено, слушает информацию и конспектирует её себе.
6. В конце вебинара спикер отвечает на вопросы, чтобы более полно раскрыть свою тему и прояснить отдельные моменты.
7. Если организаторы обещали запись, она приходит на почту отдельным письмом через несколько часов или на следующий день.

Что нужно для вебинара?

Вебинары удобны тем, что для их организации не нужны специальные навыки и аппаратура. Всё, что нужно — программное обеспечение (ноутбук или компьютер, гарнитура, веб-камера), которое есть на большинстве современных устройств, и подключение к интернету.

Успех онлайн-лекции отчасти зависит от площадки, которую вы выберете для своей лекции. Таких площадок много, поэтому смотрите на следующие критерии:
Качество трансляции и совместимость оборудования. Многие современные компьютеры и ноутбуки обладают нужными параметрами, но проверьте, как будет видеть вас пользователь во время вебинара, чтобы не было неприятных неожиданностей.
Количество участников. Тарифные планы площадок рассчитаны под разное количество зрителей. Если вы возьмете большой тарифный план, а к вам придут 10 человек, вы рискуете потратить деньги на комнату впустую. И наоборот — если вы оплатите тариф на 500 человек, а к вам придёт 1000 зрителей, не все попадут в комнату, потому что кончится лимит.
Дополнительные возможности. Не все вебинарные платформы поддерживают трансляцию экрана или возможность отключить чат с пользователями на время. Обозначьте заранее функции, которые вам понадобятся во время трансляции.

Протестируйте вебинарную комнату перед началом трансляции, чтобы не возникло трудностей, которые вы не предусмотрели.

От чего еще зависит результативность вебинара?

Не только технические настройки влияют на успех вашей лекции. Есть ряд факторов, без учета которых можно свести на «нет» лучшие настройки.

1. Владение темой.
Важно, чтобы спикер разбирался в материале, который рассказывает на лекции. Если налоговый юрист будет рассказывать про систему налогообложения, его слова будут авторитетны, но если о психологии отношений — вряд ли.

2. Харизма и коммуникативные навыки.
Рассказ спикера с азартом и интересом удержит внимание публики на теме лекции. Если он будет смотреть в стол и бубнить себе под нос, зрители, скорее всего, заснут и не будут слушать. Вспомните, каких преподавателей вы слушали с интересом? 

3. Подача информации.
Если вы будете постоянно отвлекаться, зрителям будет сложно сохранять внимание, и они не оценят пользу. Работайте над своей речью и энергетикой, с которой вы даёте информацию.

4. Правильное определение целевой аудитории.
Промахнувшись с целевой аудиторией, можно не получить отдачи совсем. Если вы будете рассказывать подросткам о грудном вскармливании, вряд ли это их заинтересует.

5. Хорошая подготовка.
Продуманная структура рассказа и уверенность спикера во время трансляции чувствуют зрители, поэтому подготовленная лекция покажет намного большую конверсию.

6. Чёткая цель.
Поставьте цель для своего вебинара: продать конкретное количество мест на онлайн-курсе, рассказать, как писать продающие посты для инстаграм или ответить на распространенные вопросы про сахарный диабет. Так вы не уйдете от темы и не отклонитесь от плана.

7. Связь.
Перебои в связи со стороны спикера испортят впечатление от любого вебинара. Если вас не будет слышно или видно, вы потеряете часть аудитории.

В совокупности эти факторы помогут провести огненный вебинар, который запомнят многие слушатели и который превратит их в ваших клиентов.

Автовебинар

Автовебинары — это записанные вебинары, которые продают без участия спикера. Они записываются во время живой трансляции со зрителями или отдельно.

Для автовебинара используется лендинг, в котором автоматически меняются дата и время, и email-рассылка, связанная с лендингом.

Как работает автовебинар? Например, автовебинар по психологии, который проходит каждые 2 дня в 19:00 по московскому времени. 

Зайдя на лендинг автовебинара, пользователь видит ближайшую дату с таймером, который показывает, сколько времени осталось — завтра в 19:00. Он регистрируется на онлайн-лекцию, ему приходит цепочка писем с подтверждением регистрации и ссылкой на вебинарную комнату. Он проходит по ссылке, смотрит в назначенное время записанный мастер-класс и идёт дальше по воронке продаж или выпадает из нее.

На подписной странице автовебинара дата и время динамичны. То есть, посетители, которые зашли на страницу с 19:00 вторника до 19:00 четверга видят рекламу вебинара, который проводится в четверг, с 19:00 четверга до 19:00 субботы — вебинара, который проводится в субботу и так далее.

Регистрируясь на такой вебинар, пользователь попадает в воронку продаж и получает персональную email-рассылку, которая настроена для него. Продуманная воронка продаж приносит прибыль без вовлечения спикера, и пользователь не выпадет из неё. Всё, что нужно — польза и правильные настройки.

Текстовый вебинар

Текстовые вебинары появились не так давно. Они отличаются от обычных тем, что информация подается спикером не в видеоформате, а в виде последовательной отправки текстовых сообщений. Особенно популярны они в Telegram в сочетании: закрытый телеграм-канал + чат-бот для обратной связи.

Пример текстового вебинара

Текстовые вебинары удобны для ведущих: основные сообщения можно приготовить заранее и в нужное время отправлять в канал. Для текстового вебинара не нужны специальные приготовления и технические настройки, а провести его можно даже с телефона. 

Текстовые вебинары удобны для зрителей: пользователь получает информацию напрямую в удобном для него мессенджере и не тратить трафик на загрузку онлайн-трансляции. Также он сохранит себе текстовый материал из сообщений как шпаргалку и конспект.

Текстовые вебинары сейчас набирают популярность и, возможно, скоро у них будет своё название. Из них люди тоже получают полезную информацию, поэтому у них есть свои поклонники. 

Как заработать на проведении вебинаров?

Для вебинара нужны вложения, поэтому каждый спикер или организатор вебинара хочет, чтобы их время и деньги окупились. Чтобы окупить затраты и получить прибыль, нужно монетизировать вебинар. Есть несколько способов, чтобы это сделать.

1. Платное участие. Простой способ монетизировать онлайн-лекцию и окупить расходы на её организацию — установить цену на участие в живой трансляции. Тогда после того, как пользователь оставит свои контакты, откроется окно для оплаты или ссылка для оплаты придет на почту в течение нескольких минут.
2. Платная запись после трансляции. Можно продавать запись отдельно тем, кто был на трансляции, но хочет повторить информацию через какое-то время. Можно продавать запись тем, кто не смог присутствовать. Запись будет продаваться долго, если тема вашего вебинара не устареет со временем. 
3. Запись + инфопродукты. Если у вас есть платные инфопродукты, добавьте к ним запись вебинара и продавайте их дороже вместе с записью.
4. Бесплатный вебинар как вход в воронку продаж. Он продемонстрирует ваше владение темой лучше, чем слова. Вы получите контакты потенциальных клиентов, которые после вашей лекции уже будут с вами знакомы и будут расположены купить ваши онлайн-продукты.

Выводы

Вы монетизируете свои знания в своей профессиональной области и привлечь новую аудиторию, проводя онлайн-лекции, поскольку вебинары — популярный способ получить новые знания.
 

Тематика: Коучинг, Онлайн-школа, Продажи и переговоры, Работа с клиентами, Блог