Время чтения 11 минут
Успешно преодоленные проблемы развития творческой личности отличают судьбу состоявшегося художника от «художника в душе», работающего продавцом-консультантом. Каждый человек – сценарист собственной жизни. Естественно стремится, чтобы желания как можно в большей степени совпадали с возможностями. Но трудности на пути неизбежны, и нередки ситуации, когда люди бессильны против рока судьбы. Однако если «между Сциллой и Харибдой» оказывается творческая личность, ее мировосприятие и болезненная чувствительность могут сыграть с ней злую шутку. Как развить творческие способности, узнайте с этой статьи.
Человек, словно режиссер, создает каждую сцену. Но во многом черновики наших сценариев предопределены – ведь когда-то они не были одобрены родителями или другими значимыми фигурами, отвергнуты окружающими. Огромное количество неснятых фильмов, невоплощенных сценариев остаются по ту сторону реальности – где-то в платоновом «мире идей». Когда творческий человек жертвует призванием во имя угоды другим, когда смысл его творений не находит отклика у окружающих – он переживает серьезную психологическую травму. Но душевная пустота, возникающая вследствие жертвы своим даром ради чужих интересов, не может быть компенсирована суррогатом жизни и творчества. Единственный способ, который позволит отыскать свое творческое начало и выбраться из дебрей несбывшихся надежд – это начать творить.
В этой статье мы рассмотрим различные типы и компоненты творческих способностей, психологические особенности творческой личности, методы борьбы с «внутренним Критиком», а также другие рекомендации для улучшения продуктивности в созидательной работе.
<<Оглавление>>
Способности, заложенные в человеке, всегда опираются на умения, развитые в процессе деятельности. Таланты сами по себе никогда не гарантируют достижений. Чтобы творческая цель была реализована, достигнута, нужен «мотор», который будет запускать весь созидательный процесс. Этим мотором является желание, мотивация, воля.
Креативные способности включают в себя несколько компонентов. Это:
Логические способности проявляются следующим образом:
Эвристические способности – это:
Чем отличается творческий человек от других? Пабло Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». В этом, как считал всемирно известный художник, заключается отличие человека с высоким уровнем интеллекта от обладающего креативными способностями. С другой стороны, полноценный творческий процесс невозможен без наличия достаточно высокого интеллекта. Исследователи выяснили, что люди с нормальным уровнем интеллекта имеют и средние творческие способности. Начиная с определенного уровня IQ, связь между творческими способностями и интеллектом становится менее очевидной. Если человек обладает способностью к творческому мышлению, она проявляется во всех жизненных сферах. Между мужчинами и женщинами нет отличий в творческих способностях.
Проблемы развития творческой личности нередко связаны с ее склонностью к независимости в суждениях. Творческие люди склонны к необычным поступкам и проявлениям своей индивидуальности. Это не всегда вызывает принятие у окружающих. На самом деле, втайне окружающие бояться совершать подобные поступки из-за страха быть осмеянными. Нередко творческий человек испытывает сложности с адаптацией в коллективе. Общественные требования он принимает только если они совпадают с его собственными ценностями. При этом художников, музыкантов или поэтов редко можно называть догматичными. Их взгляды на социальные проблемы и собственные поступки часто бывают неоднозначными.
Еще одно свойство творческих людей – любознательность, стремление объединить информацию из различных источников знания. Креативщики всегда полны свежих идей, простому и скучному делу они предпочтут сложное занятие. В течение всей жизни они сохраняют детскую способность восхищаться окружающим миром. В самых крайних случаях их мировоззрение может закончиться настоящей войной с общественностью – люди могут считать их за сумасшедших, занимающихся воплощением своих бредовых идей.
В течение долгого времени считалось, что творчество является лишь одним из проявлений помешательства. Опыт давал немало подтверждений этой связи. Писатель Э. Хемингуэй страдал от тяжелых депрессий на протяжении всей жизни. Одна из самых известных киноактрис двадцатого столетия страдала от пристрастия к алкоголю, и в возрасте 36 лет покончила с собой – это была Мерилин Монро. Величайший немецкий философ – Фридрих Ницше – также страдал от постоянных приступов меланхолии. Жан-Поль Сартр, основоположник экзистенциализма в философии, в течение всей жизни употреблял алкоголь, снотворные и стимуляторы.
Около двух столетий назад ни у кого не вызывало сомнений, что творчество имеет своим источником либо шизофрению, либо меланхолию. Многие представляют себе художников как людей «не от мира сего»; также достаточно прочно в обыденном сознании укоренен образ «сумасшедшего ученого». Эти стереотипы настолько утвердились в сознании, что творчество стало восприниматься как процесс, выходящий за рамки совместимости с обычной жизнью. Они же стали причиной того, что возникли новые проблемы развития творческой личности – многие в настоящее время убеждены, что творчество является уделом избранных. Простым же смертным оно недоступно. Однако это не совсем так.
Психологи нередко высказывают мнение, что выдающиеся личности – это не те, кто обладает определенным набором экстраординарных качеств; скорее, это те, кто умеет оказаться в нужное время и в нужном месте. Однако исследователями было выделено несколько качеств, которыми все же отличаются одаренные и творческие люди:
Способ «Утренних страниц» стал популярен после выпуска книги «Путь художника» Джулии Кэмерон. Эта книга предназначалась для того, чтобы позволить творческому человеку возобновить контакт со своим творческим началом, получить мощный импульс к созидательной работе. Синоним «Утренних страниц» - фрирайтинг. Чтобы выполнить это упражнение, необходимо записывать от руки абсолютно любую информацию, которая приходит в голову. Это могут быть какие-либо события, воспоминания о снах, обстановка во дворе, которую можно наблюдать с балкона и так далее.
Упражнение подходит не только писателям, поэтам или сценаристам – оно окажет пользу и тем, чье творчество никак не связано со словом. Кэмерон настоятельно рекомендует писать ровно три страницы сразу же после пробуждения. Но некоторые психологи рекомендуют делать упражнение в то время, когда человек ощущает себя наиболее комфортно. Например, для «сов» фрирайтинг будет более эффективен в вечернее время. Утром для них важен каждый час сна, и потому, если они проснутся раньше для выполнения «Утренних страниц», скорее всего, в них останется информация, имеющая мало общего с истинным состоянием личности. Но и любой другой человек, если примется за письмо не позавтракав, будет испытывать трудности с концентрацией. Наиболее результативными «Утренние страницы» будут в то время, когда вы будете ощущать себя в продуктивном и комфортном состоянии.
Также не обязательного придерживаться заданного объема. Джулия Кэмерон в своей книге предписывает обязательно выполнять по три страницы каждый день. Но такой подход не совсем похож на творческий, не каждому будет удобен. Одному будет достаточно написать один абзац, чтобы освободиться от скуки накопившихся ненужных эмоций, другому может понадобиться больший объем.
Рассмотренные ниже советы помогут обрести вдохновение каждому творческому человеку.
Проблемы развития творческой личности могут проистекать как из внешних обстоятельств, так и из внутренних установок. Опаснейший враг любых проявлений креативности – внутренний «Цензор», или, как его еще называют, «Критик». Он является ограничивающим голосом, который останавливает творческого человека от малейших стремлений к созиданию. Субъективно этот внутренний голос может восприниматься по-разному: как крик или обвинения, угрозы или насмешки.
Самая большая опасность внутреннего Цензора заключается в том, что творческому человеку некуда от него деться: Критик находится прямо у него в голове. Можно перестать общаться с недоброжелателями и даже склонными к критике членами семьи; можно сменить публику на более понимающую аудиторию. Но от внутреннего Критика сбежать невозможно.
Откуда берется этот навязчивый внутренний голос? Психологи убеждены: Цензор родом из детства, и является следствием неотработанных психологических травм.
Когда юный художник впервые пытается нарисовать свою первую картину, вылепить скульптуру, написать стихотворение, его произведение может в пух и прах раскритиковать любой взрослый – родитель или учитель. Что чаще всего и происходит. Одни взрослые действительно поступают так, чтобы нанести ребенку обиду. Другие считают, что при помощи критики они помогают детям стать в дальнейшем более совершенными. Но это приводит к одному – дети вырастают полными неуверенности в своих способностях. Помимо этого, проблемы развития творческой личности в детстве и подростковом возрасте часто происходят из-за агрессивного отношения сверстников к их творчеству.
Рассмотрим упражнение, которое поможет уменьшить голос внутреннего Цензора. Оно называется «Назад в прошлое». Смысл этого упражнения состоит в следующем: необходимо мысленно вернуться в прошлое и вспомнить тех людей, от которых вы могли услышать неприятные слова о своем творчестве. Когда человек вырастает, он забывает личности этих людей. Но в его голове они остаются в виде этого внутреннего Цензора, который продолжает саботировать творческую деятельность, подвергать критике любые начинания. Для того, чтобы научиться свободной созидательной деятельности, необходимо уметь справляться с внутренним Цензором.
Вспомните каждого «врага творчества» – родителей, критиковавших вас за «ненужные занятия», учителей, дразнящих сверстников. Этот процесс необходим для того, чтобы понять, откуда взялся ваш внутренний критик. Также упражнение помогает отделить ваш личный взгляд на собственное творчество от мнения других людей. Задача его заключается в том, чтобы нейтрализовать влияние социальных проблем прошлого. Для этого сначала нужно составить список «врагов вашего творчества». Просто вспомните обидчика, те слова, которые он говорил, весь негатив, который вам пришлось пережить из-за него. Затем подключите фантазию и представьте себе, что он снова стоит перед вами. Но теперь вы уже не беззащитный ребенок или подросток. Вам вполне по силам дать достойный ответ на его критику и дать отпор обидчику на все его гадости. Если вам удастся хорошо выполнить это упражнение, то после него должно возникнуть ощущение глубокого удовлетворения, восстановления справедливости.
Однако, как показывает опыт, одного выполнения чаще всего бывает недостаточно, чтобы решить все проблемы развития творческой личности, пришедшие из детства, и избавиться от накопленных комплексов. Иногда старые вредители творчества будут снова всплывать в памяти, иногда – появляться новые. Важно понимать, что внутренний Цензор не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Однако важно понимать, что внутренний Цензор не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Решение этой проблемы развития творческой личности во взрослом возрасте целиком находится в руках самого человека.
Не каждый обладает большим талантом, или может назвать себя гением. Однако все люди способны к созданию нового в своей жизни – в своем характере, в окружающих, в своем мире. В течение столетий ведется спор о том, является ли желание и умение творить признаком помешательства, или же оно представляет собой один из способов успешно адаптироваться к окружающей действительности. Проблемы развития творческой личности не должны превращаться в окончательные препятствия на пути к самому творческому процессу. Ведь креативный процесс является лучшей профилактикой неврозов, дезадаптации, социальным проблемам, а также деградации личности. Известно, что дети могут быть намного более жестокими, чем взрослые. Нередко они подвергают одноклассников насмешкам, оскорблениям. Если даже ребенок оказывается способным дать им физический отпор – например, дать сдачи – то внутренний Ребенок совершенно беззащитен перед язвительной критикой.