Время чтения 9 минут
В данной статье мы рассмотрим основные проблемы развития личности и способы их решения. Думаю, что многие задумываются над развитием собственной личности или воспитанием своего ребёнка. Конечно, развитие личности - это комплексный вопрос, на который влияет много факторов - физиологические особенности, среда обитания, воспитание, деятельность.
<<Оглавление>>
Наверное, многие сталкивались с периодами поведения у детей, которые являются переломными и ведут к радикальным изменениям личности. Первые проявления характера мы наблюдаем у ребёнка ещё в раннем детстве, хотя это больше рефлекторное поведение, желание привлечь внимание матери. С рождения до 1 года - мама является центром Вселенной для ребёнка, и от её отношения у ребёнка складывается картина мира - доверие или недоверие к окружающей действительности.
Период с 12 до 18 лет считается наиболее важным и сложным в формировании личности. Этот кризис является наиболее затянувшимся, хотя у детей этот период проявляется по-разному. Главное, что в этот период ребёнок ищет своё место в этом мире, выходит из опеки взрослых, формирует свои представления об окружающей действительности и взгляды на свою жизнь.
Основные проблемы развития личности проявляются в протестных реакциях, непослушании, упрямстве. Родителям советуют запастись терпением и по мере возможности помогать подростку в поиске себя, относиться с пониманием к изменениям в личности ребёнка.
Подросток может менять интересы, увлечения, друзей, задача родителей - стараться направлять развитие в нужное русло и оставаться в дружеских отношениях с подростками, не навязывать свои позиции. В подростковый период происходят значительные физиологические изменения в организме, а также формируется самосознание. При позитивном развитии событий подросток берёт ответственность за свою жизнь, выбирает свой дальнейший путь развития. При негативном исходе - появляется замкнутость, желание общаться с неформальными группами, выход за пределы моральных норм, а бывает, и нарушения законов.
Поэтому задача родителей - контроль в меру и больше понимания, плавно направлять развитие личности ребёнка.
В период с 18 до 25 лет возникает потребность в интимности и любви. Важно научиться принимать себя и впускать чувства в свою жизнь, доверять людям, при этом не терять своё "Я" в отношениях. Любовь позволяет открыть новые грани в человеческой сущности и влияет на развитие личности даже в большей степени, чем многие другие факторы. Также она позволяет человеку становиться более понимающим, заботливым, чувствительным к миру других людей. Родителям тоже нужно относиться с пониманием к первой любви, ибо бывают ситуации, когда запреты ведут к конфликтам, а в случае постоянного подавления - отвержение людей и невозможность создать свою семью.
В этот период многие определяются и в профессиональном развитии, бывает ещё максимализм в поведении, если не завершена стадия формирования основного стержня личности. В студенческие годы далеко не все понимают ещё своё дальнейшее развитие и часто меняют отношение к деятельности после завершения вуза.
Рекомендуем при выборе специальности руководствоваться интересам и способностями, чтобы потом не пришлось менять специальность. Бывает, что студенты бросают учёбу, если профессия не по душе. Поэтому данный вопрос нужно решать комплексно, учитывая все факторы. Кроме того, в студенческие годы может проявляться желание самостоятельно себя обеспечивать и зарабатывать параллельно с учёбой. На Западе это уже давно практикуется. Считается, что чем раньше человек становится самостоятельным, тем лучше. Подобные стремления являются позитивным и пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.
Очень хорошо, когда человек может брать ответственность за себя и близких ему людей. При этом задача родителей помочь в выборе деятельности.
В период с 25 до 60 лет личность уже сформирована, хотя может и дальше развиваться при определённых условиях или желании со стороны самого человека. На этом этапе создаётся семья, возникает необходимость воспитания детей, проявляется забота о других. Наблюдается и профессиональный рост, важно найти себя и своё предназначение.
Работа должна приносить удовольствие, человек реализует себя в социуме и продвигается вперёд в своих достижениях. Достигнув определённых результатов, с удовольствием делится своим опытом с окружающими и детьми. Если человек прошёл до этого нормально все стадии развития и сформировал необходимые качества, то семья будет крепкой, а жизнь - счастливой. В обратном случае будет отвержение общества и других людей, одиночество.
В период с 60 лет приходит новый этап переосмысления жизни. Главные проблемы развития личности тут проявляются в отношении к себе и прожитой жизни, анализируется достижения и неудачи. Очень важно понять, что Вы сделали много полезного и во многом преуспели - создали семью, вырастили детей, преуспели в работе или творчестве.
Даже если не сложилась семья, то реализовали себя в других сферах деятельности и оставили свой след на этой Земле. Ищите больше позитивного и продолжайте жить и радоваться жизни, помогать близким, передавать мудрость жизни. В Западной культуре бальзаковский возраст - вторая молодость, у людей появляется больше времени, они осваивают новые специальности или путешествуют.
В любом случае, нужно найти свою реализацию, хобби - вышивка, вязание, написание книг, разведение цветов или другие интересы.
Наверное, многие задумывались, что время идёт, и современные реалии вносят свои изменения в процесс развития личности. Конечно, перестроечный период и главенство рыночных отношений поставили во главу всего такие понятия, как: материальное благосостояние, власть и сила.
Наблюдается снижение нравственных ценностей, зачастую принято считать, что для достижения своих целей все средства хороши. При этом не стоит забывать, что мы живём в социуме, и нужно помнить о правилах и моральных ценностях. Как мы можем помочь детям вырасти настоящими людьми с глубоким внутренним миром?
Конечно, семья имеет главенствующую роль в формировании личности, особенно на начальных этапах.
Для начала определим, что значит воспитание? Это формирование личности человека с целью подготовки для жизни в обществе. Воспитание должно быть позитивным и производится постоянно. Главную роль в данном вопросе играют родители, потом педагоги.
Конечно, благодаря семье ребёнок узнаёт, что такое хорошо, а что такое - плохо, узнаёт нормы поведения и правила жизни, что ценно, а что нет. Воспитание касается не только поведенческих вопросов. Существует такие виды воспитания: умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое, правовое, половое, экономическое, экологическое воспитание.
Основные методы воспитания:
Проблемы развития личности касаются и нравственной стороны развития человека. Для формирования положительных качеств личности очень важно наличие воли, активность и целеустремлённость. Каждый человек стремится в идеале быть лучше, походить на героев фильмов или книг. Вопрос, какие идеалы лежат сейчас в основе формирования личности?
Если раньше было много позитивных героев, то в современном кинематографе часто за основу берутся другие ценности, поэтому стоит направлять развитие детей и советовать , что больше подойдёт для просмотра или чтения.
Нравственность - это комплекс правил и норм, присущих определённому человеку и необходимых в общественной жизни.
Как уже было сказано, важно придерживаться активной жизненной позиции для достижения определённых целей, а также заниматься самовоспитанием.
С детского возраста рекомендуют:
Важным моментом является занятость - тренировки физические и умственные, поиск самовыражения, подготовка к будущей профессии, борьба за свою мечту.
Развитие творческой личности - это очень интересный и важный вопрос. Далеко не все при рождении уже обладают творческим подходом к решению жизненных вопросов. Всё это формируется в ходе жизни и воспитания. Сухомлинский считал, что "главный способ самовоспитания души - красота". Причём красота понималась в широком смысле - искусство, музыка, отношения с людьми.
Таким образом, творческое развитие возможно, в США даже практикуют "курсы креативности", где обучают нестандартному и творческому мышлению, а во Франции в специальных центрах для руководителей - стажировка, где большая часть занятий посвящается художественной культуре.
Это способствует развитию вкуса к хорошо сделанной работе, гармоничным профессиональным отношениям, упорядоченности в работе. В основе развития творческой личности лежит эстетическое воспитание. Мы учимся воспринимать и любить прекрасное в жизни и людях.
Мы живём в век развития технологий невероятно быстрыми темпами. Это очень хорошо с одной стороны - открываются новые возможности получения информации, скорость передачи данных, новые способы общения с людьми из разных уголков мира. При этом обращают внимание на то, что дети много времени проводят в Интернете, что вызывает определённую зависимость и искажает картину мира, возникает виртуальное восприятие мира.
В США увеличилась детская преступность, теряется грань между виртуальным и реальным миром. Рекомендуют ограничивать пребывание ребёнка за компьютером и стараться вовлекать его в активные действия, занятия, игры, тренировки. Старайтесь использовать прогресс в пользу себе и детям - для обучения, развития личности, получения необходимой информации и других важных целей.
Итак, мы рассмотрели основные проблемы развития личности и способы их решения. В любом случае, важную роль в формировании человека имеет саморазвитие и воспитание подрастающего поколения. Давайте развивать себя и показывать пример нашим детям! Только мы сами создаём себя и свою жизнь.
Тематика: Личностный рост