-
Ссоры и конфликты между детьми. Почему нельзя обойтись без «войн», какие «разборки» считать нормальными и когда вмешательство родителей необходимо.
-
Влияние собственного детского опыта (единственный ребенок в семье или сиблинг) на родительскую позицию. Как прошлое находит отклик в наших сегодняшних реакциях при общении с детьми.
-
Практика. Как помогать себе и детям, чтобы «родные люди» оставались действительно близкими.
Для кого практикумы будут полезны
Для родителей (а также бабушек, дедушек и других значимых для ребенка взрослых), которые:
⇒ ожидают появления второго ребенка в семье и хотят понять, с какими «типичными» особенностями в отношениях между детьми они могут столкнуться;
⇒ уже воспитывают двух или более детей и порой испытывают тревогу и отчаяние («А будут ли они вообще близки во взрослой жизни?») из-за конфликтов между братьями и сестрами.
Посмотреть записи точно стоит, если
⇒ вы ― единственный ребенок в семье и переживаете, что не сможете хорошо справиться с ролью родителя нескольких детей, т.к. не обладаете личным сопоставимым детским опытом;
⇒ вы росли с братьями и сестрами, но близкие отношения с ними не сложились или есть какие-то ошибки, от которых вам бы хотелось уберечь собственных детей.
«Разве можно так! Вы же ― родные», или
Почему братьям и сестрам так сложно «жить в мире и согласии» друг с другом?
― Ненавижу!
― Достал! Он первым начал!
― Вы меня вообще не любите!
― …
От объятий до слез и агрессии ― меньше шага, когда речь о нескольких детях в одной семье.
Как бы парадоксально это ни звучало, но «война» и соперничество так же естественны для братьев и сестер, как «мир» и взаимная поддержка.
Двойственность (амбивалентность) эмоций ― это то, что свойственно отношениям между близкими людьми. Об этом важно знать родителям, чтобы спокойнее и экологичнее для себя и для детей реагировать на очередной «бой».
Получается, можно не беспокоиться, если возникают конфликты между детьми?
Исключения есть всегда.
О том,
• как опираться на понимание природы эмоций между близкими людьми и
• как не усугубить ситуацию, не усилить разлад между детьми,
мы беседовали с Екатериной Бурмистровой на первом онлайн-практикуме из цикла о братьях и сестрах.
Ключевые темы практикума №1:
- Амбивалентность в близких отношениях: «Почему я больше всего злюсь на того, кого сильнее всего люблю».
- Природа амбивалентности. Как проявляются обе стороны медали в детстве.
- Почему прекрасно, когда есть брат или сестра. Тренируем весь социальный репертуар… не выходя из дома.
- Отношения амбивалентны. Что мы можем сделать, чтобы они стали откровенно плохими?
- Практики внимательности в отношениях с самыми близкими родственниками.
- Нужные слова и реакция на амбивалентность.
- В состоянии ли дети понять двойную природу отношений?
- На какое поведение нужно реагировать сразу, а что само пройдет?
- Что могут сделать родители для налаживания отношений между самыми близкими.
Основные темы практикумов №2-5:
Онлайн-практикум №2 (в записи)
- Первые 2 года жизни младшего ребенка глазами старшего.
- Классические ошибки родителей в то время, пока младший ― еще малыш.
- Чьи игрушки и как поделить территорию в детской.
- «Унеси его обратно» и другие «заявки» старшего.
- Как помочь старшему найти новую нишу и чувствовать себя счастливым.
- Что делать, если вы столкнулись с ситуацией «брат на брата».
- Как влияет наша собственная детская история на родительские реакции.
Онлайн-практикум №3 (в записи)
- Насколько порядок рождения влияет на характер ребенка и его способы реагирования.
- Какому «номеру» ребенка больше сочувствует родитель и почему?
- Можно ли что-то сделать с собственным неодинаковым отношением к детям?
- Как и когда говорить, что вы любите по-разному, но одинаково сильно.
- Единственные растут, как старшие. Почему это важно.
- Как отношение к собственным братьям и сестрам влияет на нашу родительскую позицию. Что можно сделать с желанием защитить, покарать или просто спрятаться?
- Сиблинговая позиция и брак: взаимосвязи в браке между старшим и старшим/старшим и младшим/между двумя младшими.
- Действительно ли существуют предсказуемые конфликты и модели поведения? Как ослабить влияние «программ»?
Онлайн-практикум №4 (в записи)
- 12 удачных способов родительского поведения во время конфликтов детей.
- Бои без правил и позиция родителей.
- Неужели нельзя без ссор?
- Насколько количество конфликтов и стычек в детстве влияет на отношения между братьями и сестрами во взрослой жизни.
- Идеи в помощь по обустройству комфортного быта для семьи с несколькими детьми.
- Разная разница: что в отношениях детей зависит от разницы в возрасте между ними, а что ― нет.
- Братья, сестры и прародительские семьи: «Этот ― наш, а этот ― ваш». Как смягчить неровное отношение к детям со стороны бабушек и дедушек.
Онлайн-практикум №5 (в записи)
- Слова родителей, которые звучать долго. Избегаем сравнения детей между собой.
- Разные характеры и разные дарования. Как выработать экологичный подход, если вы растите детей с разной степенью одаренности и с разным уровнем способностей.
- Сколько времени вместе и сколько врозь лучше проводить детям.
- Личное и общее: про время, пространство, друзей и увлечения взрослеющих братьев и сестер.
- Семейный треугольники и коалиции: Кому кого легче выносить.
- Отношения братьев и сестер от 3 до 7.
- Отношения сиблингов-подростков.
- Как братья и сестры влияют друг на друга.
- Практики поддержания близких отношений взрослых братьев и сестер: идеи и опыт со всего мира.
Автор цикла — Екатерина Бурмистрова
Практикующий семейный психотерапевт, детский психолог (опыт более 20 лет), автор книг для родителей, мама 11 детей
Обычно родители отлично видят, насколько дети отличаются друг от друга, причем буквально с первых дней жизни второго ребенка. И чем старше становятся дети, тем больше видна эта разница. И то, что не бывает двух одинаковых людей, должно стать опорой для создания отношений, а не каким-то невыносимым тормозом.
А что в итоге?
Сам по себе просмотр записей практикумов не изменит отношений между детьми. Нужна работа. Прежде всего, над собой. И постепенное внедрение в свою жизнь принципов и практик с онлайн-встречи.
Но если не останавливаться на «просто прослушивании», то результаты не заставят долго себя ждать →
∨ Вы начнете чаще наблюдать за собой и анализировать реакции на поведение детей;
∨ замечать, что именно выводит вас из равновесия и вовремя останавливаться, чтобы не подчиняться негативным эмоциям, ― только из позиции взрослого можно оказывать помощь детям;
∨ предвидеть, как может развернуться та или иная ситуация и заранее продумывать варианты решений.
А дальше изменения «заразят» и детей. Потому что на отношения между братьями и сестрами влияют отношения между родителями и детьми. Все связано.
Как посмотреть записи практикумов?
бессрочный доступ к записям 5-ти онлайн-практикумов
4 500 руб.