Наталья Лейкина

Детский психолог, консультант, автор курсов и методик. Практик игровой терапии и кинезиотерапии для ребенка. Основатель проекта «Рисуем и играем вместе с мамой». Имеет 2 высших, психологических образования. Проводит тренинги на темы: «Как развивать детей?», «Как подружиться с ребенком?», «Как научить ребенка играть с детьми?».

Получите бесплатно запись вебинара Натальи Лейкиной «Мама, поиграй со мной». Узнайте:

  • Как быстро включиться в игру ребёнка возрастом от 2,5 до 9 лет?
  • Как рождаются игровые сюжеты?
  • Как организовать игровой процесс между разновозрастными детьми?
Получить запись

Рейтинг5

Голосов1

Отзывы0

Игры для детей и родителей

Мало кто задумывается, насколько важно ребенку «наиграться» в детстве, чтобы полноценно развиваться в будущем. О том, какие игры интересуют детей во время их взрослению, рассказывает Наталья Лейкина.

До 3 лет ребенок максимально активно изучает окружающий мир через все 5 органов чувств. Со временем он понимает, что вот эта штука, которую мама с папой называют «кроваткой» - место для отдыха, сна и колыбельных. Это твердый пол, по которому все ходят. А на вот этих стульчиках можно сидеть. Здесь еще отсутствуют игры, но малыш уже начинает развлекать себя игрушками: машинку он катает, кубики — складывает, а куклу — кладет в кроватку.

По мнению автора, на этой стадии взросления родители должны как можно более ярко описывать все предметы, окружающие ребенка. Шаг за шагом, мальчик или девочка узнают о назначении всех вещей вокруг, начинают применять их «как взрослые».

Чтобы стимулировать умственное развитие дитя, можно объединять несколько игрушек общим смыслом или «оживлять их». К примеру, если перед ребенком лежит кастрюля с половником — это одно. Но если неожиданно в гости зайдет голодный, игрушечный зайка, все предметы станут частью общей картины. Нужно накормить зайку, а значит — придется варить кашу. Еще круче, когда происходит подмена образов. Например, ложка становится великаном, который пришел к малышу. Так ребенок учится видеть новые образы в привычных вещах.

Начиная с 3 лет, или чуть раньше ему начинает очень нравиться играть роль режиссера, который сам придумывает, озвучивает, наблюдает за своими героями-игрушками. Разыгравшееся воображение начинает «производить» одно кино за другим. Тут очень кстати окажутся родители, которые смогут помочь ребенку сделать сюжет разнообразнее и погрузится в происходящее. И нет ничего страшного в том, что первое время малыш будет мало участвовать в процессе. В это время он изучает и запоминает модели, которые будет воспроизводить в будущем. Со временем у него появляется уверенность, он хватает игрушку и начинает ее озвучивать. Набравшись достаточно опыта, ребенок начнет самостоятельно выбирать «главных героев», место событий и незамысловатый сюжет.

В один момент окажется, что сынок или дочка больше не хочет разделять роли с кем-либо. Ему хочется самому создавать и показывать свои сюжеты. Пристальное внимание к его «творчеству» тоже не приветствуется. Хотя бы потому, что он не хочет больше подстраивать сюжет под кого-то, будь то родители, или ровесники. Исключением может стать только взрослый, который хорошо понимает «правила игры» и готов действовать в их рамках.

Почему взрослым иногда скучно играть с ребёнком? И как научиться так же радоваться игре, как малыши?



Получите бесплатный доступ к вебинару «Скучно играть с ребёнком: почему и что делать», чтобы узнать ответы.


Регистрация

В какие игры играть с детьми?

Всего ребенок должен преодолеть 5 этапов своей «игры в образы».

  1. Имитация. Малыш старается воспроизвести поведение животных, без какого-либо сюжета. Здесь самое главное — само перевоплощение. Он начинает думать категориями: «Я кошка», «Я тигр», «Я собачка».
  2. Простые сюжеты. Тут «зверек» может начинать действовать в рамках несложной истории. Важно дать ребенку прочувствовать свою роль, прожить ее. Чем больше образов — тем лучше.
  3. Погружение с головой. Ребенок полностью отдает себя образу и старается в буквальном смысле стать тем, кого изображает.
  4. Воплощение сказки. Чадо пользуется сюжетом уже существующих сказок, или придумывает собственный. Играются роли сказочных персонажей. Лучшее, что можно сделать — не мешать. Максимум — помочь реализовать задумку малыша.
  5. Профессии. В этот момент дети начинают играть роль конкретных людей. Кассиры, спасатели, врачи и т.д. Здесь родители должны просто хорошо отыгрывать свою роль в сюжете и таким образом помочь малышу прожить свою роль.

Для чего все это нужно ребенку? Через такие игры дети учатся менять свою модель поведения исходя из того, кого они сейчас «играют». Это позволяет не только начать лучше понимать окружающих, но и научиться управлять собой.

Такая сюжетно-ролевая игра со временем привлекает ребенка не сценарием или образами, а именно взаимоотношениями между людьми. Здесь как нельзя кстати окажутся ровесники, с которыми теперь играть ему самому хочется. Первое время подобные игры достаточно примитивны: дочки-матери и т.д. Такие игры развивают у малыша навык общения с другими людьми, он учится договариваться и объяснять свое видение ситуации.

Параллельно с этим взрослым будет хорошо начать описывать своим отпрыскам, как устроен социум. Каким образом работает магазин, кто в нем какую работу выполняет, кто такие начальники и подчиненные. Еще лучше будет не только рассказывать, но и посещать такие места. Если нет возможности увидеть все лично, можно предоставить малышу фильмы или книги, откуда он сможет перенять сюжеты, роли.

После этого наступает период игр «по правилам». Это служит очень хорошей школой для него, поскольку для соблюдения правил приходится иногда наступать на горло своим интересам, вести себя определенным образом и контролировать собственные чувства, эмоции. Здесь практические впервые он начинает осознавать понятия «хочу» и «надо». И если до этого момента жизнь строилась на принципе «хочу», то теперь ее приходится как-то совмещать с «надо». Делает дошкольник это, как правило, без какого-либо принуждения. Так вырабатывается привычка соблюдать правила того пространства, где он находится.

Чуть позже (примерно в возрасте 7 лет) он начинает «сложную режиссуру», которая будет сопровождать его вплоть до подросткового возраста. Здесь будет много персонажей, которыми он будет хотеть управлять самостоятельно. Помимо всего вышесказанного, образная игра — прекрасная психотерапия, позволяющая ребенку легче справляться с проблемами. Поэтому подросткам, переживающим кризис, рекомендуются театральные студии для самовыражения.

В чем причина необъяснимой агрессии детей на запреты? И как заменить её на диалог? Узнайте из бесплатного вебинара Натальи Лейкиной.


Получить запись

Что Вы думаете об Эксперте?

Помогите другим людям, которые находятся в поисках

Эксперта по обучению.

Ваша оценка

Рейтинг5

Голосов1

Всего просмотров0

Наталья Лейкина